Авторские материалы Канны-2017: финал, которого не ждали
На Лазурном побережье завершился 70-й Каннский фестиваль. Главный приз – "Золотую пальмовую ветвь" - получил шведский фильм "Квадрат". Российский кинорежиссер Андрей Звягинцев за драму "Нелюбовь" был удостоен приза жюри. Неожиданные итоги киносмотра подвел кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Такого финала не ждал никто. Три года подряд Канны выдавали "Золотую пальмовую ветвь" скучным политкорректным картинам, старомодным и предсказуемым, хоть и сделанным уважаемыми авторами. Он почти превратился в статусное мероприятие, мало что меняющее в мире современного кино. И вдруг к 70-летию председатель жюри Педро Альмодовар подготовил сюрприз: самый престижный приз европейского, а то и мирового кино отошел самой актуальной, экспериментальной, забавной и живой картине конкурсной программы - сатирической комедии 43-летнего шведа Рубена Остлунда "Квадрат".
Россиянам, конечно, обидно за Андрея Звягинцева, чья "Нелюбовь" до последнего момента ходила в фаворитах у критики. Но, во-первых, жюри - не критики. Во-вторых, "Нелюбовь" все-таки получила престижный приз жюри: Звягинцев вообще уникальная фигура, в российском кино таких больше нет, а в мировом - единицы, каждый его новый фильм обязательно получает приз на одном из ведущих фестивалей мира. В-третьих, Россия могла бы получить "Золотую пальмовую ветвь" всего во второй раз за всю историю Канн и впервые за 59 лет. Но Швеция была удостоена этой награды еще более давно, в 1951 году, а, например, ни Ингмар Бергман, ни Рой Андерссон никогда за свои фильмы "Пальмы" не получали. Так что можно понять безумные проявления счастья со стороны Остлунда прямо на сцене, требовавшего от зала крикнуть слово "хэппи" - то есть "счастливы", - хором, в его честь.
"Квадрат" - отличная картина: это едкая язвительная фреска, в которой современная Европа представлена через метафору музея современного искусства, куратор которого - главный герой фильма. Когда у него на площади крадут мобильник и бумажник, он вынужден пересмотреть свою политкорректную либеральную программу. Через призму актуального искусства Остлунд, как настоящий актуальный художник, исследует устройство общества, которое кажется счастливым только со стороны. "Квадрат" - фильм еще более яркий и необычный, чем предыдущая работа режиссера, нашумевший "Форс-мажор". Также с гордостью можно вспомнить, что дебют Остлунда состоялся в Москве на Московском международном фестивале, впервые показавшем его фильм "Гитара-монголоид".
К другим призам. Выбор актрисы вполне безупречен - Диана Крюгер в фильме Фатиха Акина "Затемнение" впервые сыграла роль на своем родном немецком: ее героиня - женщина, оплакивающая смерть мужа и сына от рук террористов-неонацистов. Лучший актер - выдающийся американец Хоакин Феникс, в картине "Тебя здесь никогда не было" он сыграл меланхоличного киллера с молотком. Режиссер картины, шотландка Линн Рэмзи, награждена за лучший сценарий на пару с греком Йоргосом Лантимосом, создателем "Убийства священного оленя". Лучшим режиссером признана София Коппола, специальный приз к 70-летию фестиваля присужден Николь Кидман: обе не успели в Канны к церемонии и прислали свои благодарности письмом. А вторая по значимости награда, Гран-при жюри, ушла французской социально-политической драме "120 ударов в минуту" о борьбе ЛГБТ-активистов с СПИДом в 1990-х годах. Очень скучный, прямолинейный и предсказуемый фильм, в котором тема важнее художественного поиска, но без таких картин и побед, увы, обходится мало какой фестиваль.
В остальном же Педро Альмодовар и его товарищи по жюри показали отвагу, юмор и отменный вкус.