Авторские материалы Идеальный Шурик. К 80-летию Александра Демьяненко

30 мая 2017, 12:52

Сегодня исполнилось бы 80 лет со дня рождения Александра Демьяненко - выдающегося советского и российского актера, известного всей стране по роли Шурика в комедиях Леонида Гайдая. О карьере замечательного артиста вспоминает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Можно сказать много теплых слов об Александре Демьяненко, замечательном русском артисте. Его органика, пластика, харизма, его чувство юмора, мягкое и как бы неброское обаяние, - все это превратило его в идеального героя 1960-х. Хотя в кинематографе он прожил длинную и продуктивную судьбу, начав сниматься в 1958 году в романтическом революционном фильме Алова и Наумова "Ветер" (он не сходил с экранов до 1998 года), для зрителей он остался прежде всего Шуриком. Да, герой "оттепели", но не только прекраснодушный идеалист, но и немного пародия, впрочем, сделанная с любовью и нежностью.

Все говорят о троице из комедий Леонида Гайдая, с которой он открыл миру свой нетривиальный дар комедиографа, но не стоит забывать, что бурлескные, почти немые скетчи склеились в полный метр только с подачи Шурика в "Операции Ы" в 1965 году. Интеллигент, студент, романтик - близорукий энтузиаст, настоящий положительный герой, без сиропа и вранья, - таким он стал для многомиллионного населения СССР. А в "Кавказской пленнице" превратился, по сути, уже и в героя-любовника, чей природный шарм мог соперничать с карикатурными статями Никулина, Вицина и Моргунова.

Наконец, третий фильм - своеобразное завершение трилогии, - он был самым рискованным: Гайдай решил во что бы то ни стало экранизировать пьесу опального Михаила Булгакова о царе Иване Грозном в современной Москве. И кто знает, осуществился ли бы его план, если бы не обожаемый всеми Шурик, чуть уже повзрослевший и превратившийся из вечного студента в слегка сумасшедшего профессора, несчастливого в личной жизни. Шурик стал залогом успеха комедии "Иван Васильевич меняет профессию" в 1973 году, и он же был главным изменением, внесенным сценаристами в оригинальный текст пьесы Булгакова.

Образ, созданный Демьяненко вместе с Гайдаем, действительно был уникальным. Ирония в нем сочеталась с искренностью, влюбленность в окружающий мир - с неспособностью оценивать его реалистично: Шурик - действительно вечный типаж, подобный Дон Кихоту или Швейку. А Демьяненко вернулся к нему вновь лишь в пожилые уже годы, в телевизионных "Старых песнях о главном": там без него было не обойтись.

Меж тем, артистом он был замечательным, и после него остались десятки и других прекрасных ролей. Метафорический "Мир входящему" тех же Алова и Наумова, когда-то открывших его талант, героический "Сотрудник ЧК", притча Кошеверовой и Шапиро "Каин XVIII", монументальные "Угрюм-река" и "Приваловские миллионы", "Зеленый фургон", "Сказки старого волшебника", а после СССР - недооцененные "Белые одежды".

Честный, умный, тонкий, по-настоящему народный артист, который озвучивал зарубежное кино и мультфильмы, играл на сцене нескольких театров, а в истории все-таки остался Шуриком.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация