Авторские материалы Экономика - в плюс, доходы - в минус?
Персоны
В ближайшие 20 лет экономика России будет расти быстрее средне-мирового показателя - в среднем на 3 с половиной процента в год. Это - прогноз Минэкономразвития, на который ссылается газета "Ведомости". Однако при этом реальные доходы населения будут увеличиваться меньшими темпами. А пенсии в реальном (а не в номинальном) выражении останутся неизменными. Что ждет нас до 2035 года, выяснял обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
Так называемый макропрогноз-2035 предусматривает рост экономики страны на 78 процентов. Это - за 20 лет. Реальные зарплаты за это время вырастут на 56 процентов. А пенсии - только на 2 с половиной. В реальном выражении. В номинальном они, конечно, увеличатся сильнее. Но при этом уровень жизни пенсионеров останется неизменным. Даже если пенсионный возраст в какой-то момент будет увеличен.
В целом прогноз минэкономразвития свидетельствует о том, что надеятьтся на заметный рост доходов за счет нефти и газа больше нельзя, отмечает доцент кафедры финансовых рынков Российской академии народного хозяйства Сергей Хестанов.
"Макропрогноз четко говорит, что роста экономики, обусловленного ростом сырьевых цен, скорее всего, в обозримом будущем мы не увидим. Соответственно, если не будет наблюдаться стратегического роста сырьевых цен (что толкало российскую экономику вперед, начиная с эпохи распада СССР), то реальные доходы населения (работающих россиян и пенсионеров), скорее всего, расти при этом не будут".
Разрыв в прогнозе между показателями экономического роста и уровнем доходов населения означает сокращения доли внутреннего потребления в национальной экономике, полагает ведущий аналитик управляющей компании "Горизонт" Владимир Рожанковский. А это, в свою очередь, может поставить под вопрос сам экономический рост.
"Получается достаточно парадоксальная модель, которая предусматривает снижение и сужение потребительского рынка внутри страны. То есть модель, которая предусматривает увеличение бюджетных доходов за счет иных факторов (кроме потребительского спроса). Это - достаточно сложная задача, на мой взгляд, потому что в любой экономике индустриального типа потребительский спрос - это более 50 процентов".
По словам экспертов, не совсем ясно, за счет чего будет расти экономика? А вернее, на чем основана уверенность, что российские товары будут пользоваться серьезным спросом на мировых рынках, продолжает Владимир Рожанковский. Тем более, в условиях, когда роста цен на наши основные экспортные продукты - нефть и газ - уже никто не ждет.
"Вопрос в том, что когда мы выпускаем достаточное количество продукции, которая не находит внутреннего спроса по причине снижения доходов (абсолютных за вычетом инфляции), то мы должны быть уверены, что эту продукцию мы непременно сможем реализовать вовне. То есть мы ее сможем экспортировать. И вот здесь, на мой взгляд, слабое звено в этих рассуждениях".
Впрочем, возможно, цель макропрогноза Минэкономразвития - напомнить правительству о демографической ситуации. Она развивается стремительно, отмечает Сергей Хестанов. И - не в лучшую для экономики сторону.
"У нас продолжается опережающим темпом выход на пенсию все более и более многочисленных поколений. А те поколения, которые выходят на рынок труда, гораздо меньше тех, кто этот рынок покидает. Такая ситуация, когда каждый год мы видим убыль трудоспособного населения, приводит к тому, что даже для поддержания небольшого роста зарплат (и тем более пенсий) необходим опережающий рост экономики. Пока же российская экономика растет достаточно вяло, и это вынуждает монетарные власти делать достаточно грозные прогнозы".
Добавлю, что с нынешним прогнозом Минэкономразвития перекликаются последние заявления руководителя Центробанка Эльвиры Набиуллиной. По ее словам, наступает конец не только нефтяного, но и в целом сырьевого суперцикла. Поэтому российским компаниям нужно искать новые экспортные ниши на мировых рынках, повышать эффективность и снижать издержки.