Картинка

Завтра в мире Стартап: бизнес в условиях высокой неопределённости

7 июня 2017, 19:30

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Гость в студии – директор по стратегии и анализу "Mail.Ru Group" Александр Горный. Мы с ним говорим о стартапах и о людях, которые решаются бросить всё и начать что-то совершенно неизведанное.

Стратап... Это слово, кажется, плотно вошло в наш обиход, практически стало русским словом, означающим что-то начать. А что такое "стартап"? Что происходит сейчас в мире стартапов? Как они появляются? Какие темы охватывают?

А. Горный: Самое смешное, что никто не знает, что такое стартап. Есть очень много определений. Ведутся даже споры на тему, что можно называть стартапом, а что нельзя. Мне больше всего нравится определение, которое дано в книге "Бережливый стартап". Стартап – это бизнес, который происходит в условиях высокой неопределённости. То есть, пока вы чего-то не знаете и пока вы много чего не знаете, это стартап. Как только появляется возможность чётко спланировать, чётко предсказать поведение пользователей, конкурентов и партнёров, это перестаёт быть стартапом и становится бизнесом.

То есть, до того момента, пока вы не начинаете понимать, как ваш бизнес будет жить дальше и будет ли он вообще жить, когда есть только горячее желание делать что-то, это стартап?

А. Горный: Чем больше желания и чем меньше понимания, тем больше это стартап.

Очень хорошее определение: горячее желание и очень смутное понимание. А вот интересно, сколько сейчас в России стартапов? Мы оцениваем их количество сотнями, тысячами, сотнями тысяч? Порядок цифр какой?

А. Горный: Я в день получают 3-4 презентации. И если считать, что средний стартапер живёт своей идеей где-то полгода и где-то каждый третий из них присылает свою презентацию мне, то получается, что где-то около 1000-2000 пытающихся "живых" стартапов" в России есть.

Но это стартапы в области IT, поскольку они к вам обращаются как к директору по стратегии и анализу "Mail.Ru Group"?

А. Горный: Да, конечно. Это только IT-стартапы.

Но на самом деле сейчас всё IT? IT буквально во всех сферах нашей жизни. Но если мы говорим об этих сферах, есть у вас сейчас какое-то понимание того, в каких сферах стартапы развиваются активнее всего?

А. Горный: Самая активная сфера – это О2О (online-to-offline).

Представьте себе какую-нибудь старую область, в которой и раньше люди чем-то занимались. Всегда приводят вариант "такси". Таксист возил пассажиров, получал деньги, и все были довольны. Потом пришёл Uber, и он научился делать это эффективнее за счёт IT-технологий. Суть самой поездки не изменилась, но изменилось управление ею, изменилось то, как пользователь находит свободный автомобиль. И за счёт этого всё стало дешевле, быстрее и гораздо лучше. Подобные стартапы в разных отраслях – самые модные, самые перспективные, их больше всего.

"Mail.Ru", например, приобрело проект "Delivery Club", который занимается тем же самым для доставки еды. Мы развиваем свой сервис "BeepCar", который помогает путешествовать из города в город на автомобиле.

То есть, это какая-то такая бытовая жизнь. Это характерно для российских стартаперов или это общемировая тенденция?

А. Горный: Это общемировая тенденция.

Если говорить о том, куда смотрят стартаперы всего мира, и если речь идёт о каких-то IT-решениях, то это решение бытовых проблем?

А. Горный: Если говорить об одной теме, то да. Сегодня это, безусловно, самая популярная тема.

А она возникла вдруг или уже давно? Меняются ли сферы приложения подобных идей и решений?

А. Горный: Они постепенно меняются. Это процесс не одного месяца, не одного квартала, не одного года. Именно бытовая тема появилась, наверное, лет десять назад, и она с каждым годом становится всё сильнее и сильнее.

А темы образования и медицины?

А. Горный: Тема образования растёт прямо сейчас, последние три года. И, может быть, ещё года через три потеснит быт. Медицина будет расти позже. Это самая консервативная отрасль, где наибольшая цена ошибки и наименьшее желание доверить что-то программисту.

Ну, это правда. А что касается образования, мы тут со своим сыном забыли, как пишется одно словосочетание. Естественно, полезли смотреть в Интернет? И я подумала, что наверняка есть какое-то мобильное приложение, где можно оттачивать своё знание грамматики русского языка или тут же проверять, как пишется то или иное слово, фраза и т.д. Вообще, мне кажется, если образование адресовано молодым людям, которым приятнее пользоваться... Это ни хорошо и ни плохо, это так, но гаджеты в руках молодых людей я вижу гораздо чаще, чем книги. Это данность. И, в общем, рано или поздно наступит тот момент, когда учебники начнут перекладывать на мобильные приложения. Что вы думаете об этом?

А. Горный: Учебники, безусловно, уже перекладывают на мобильные приложения. Я уверен, что существует стартап, который мог бы помочь вашему ребёнку в данной конкретной ситуации. Но пока это достаточно малая часть общеобразовательного процесса. Все ходят в школу, треть людей ходят в институт. В электронном обучении участвует гораздо меньшее количество людей.

Но есть один из крупнейших, а, может быть, даже крупнейший образовательный ресурс России онлайн – это "GeekBrains", контрольный пакет которого принадлежит "Mail.Ru". Мы пишем там о десятках тысяч его выпускников. Но сравните это с миллионами учеников, которые ходят в школы. Ресурс быстро растёт, но пока это небольшая часть общего образования.

Рост ресурса происходит в геометрической прогрессии?

А. Горный: Да, конечно.

А если попытаться прикинуть, во что это может развиться лет через пять или десять? Как вы себе это представляете?

А. Горный: Изменится всё. Есть даже футуристические прогнозы, что людей не будет во многих профессиях, что институты станут не нужны, что всё изменится совсем. Но, даже если не брать во внимание этот футуризм, а просто брать технические изменения, то отказ от стен вуза ради тех же профессоров, вещающих через Интернет, неизбежно произойдёт. Это никакое не предсказание, но так случится. Никому не нужно будет ходить в какие-то специальные здания, чтобы сидеть там за неудобными партами и слушать профессора, если это можно будет сделать через Интернет. И так будет везде, это станет стандартом, и в течение ближайших десяти лет это произойдёт. Не знаю, может быть и в течение пяти лет.

Если говорить о конкретных стартапах, вы просматриваете ежедневно 3-4 стартапа. Но это те стартапы, которые вам присылают для того, чтобы вы их посмотрели, оценили и, может быть, взяли под крыло крупной российской IT-компании. Но наверняка, как человек увлечённый, вы смотрите и оцениваете, что происходит в стартаперском мире в мире глобальном. Было что-то за последний месяц, что вас просто поразило? Абсолютно субъективно, просто потому, что это понравилось вам? Были какие-то решения, когда вы сказали: "Ну, надо же!"?

А. Горный: Мне очень понравился  американский "Augmedix".

Представьте себе, что вы приходите к врачу. Он спрашивает, что у вас болит, выписывает какие-то лекарства, с вами как-то общается. А потом, когда за вами закрывается дверь, он минут десять сидит перед компьютером и вколачивает туда то, что вы ему говорили, и то, что он вам говорил. Работает со своей программой, смотрит какие-то данные, то есть работает с компьютером, а не с вами. И это обычно занимает где-то половину или две трети его рабочего времени.

Что делается "Augmedix"? "Augmedix" продаёт врачам Google Glass, и через этот Google Glass человек из Бангладеш смотрит на всё то, что происходит в кабинете врача и заносит в компьютер параллельно с тем, как идёт приём.

Раньше этим делом в районной поликлинике занималась медсестра, которая в момент приёма врачом пациента что-то записывала?

А. Горный: Да. А теперь сидит низкооплачиваемый специалист из Бангладеш, который делает это всё в онлайн и сразу в компьютер заносит.

Но у него должно быть прекрасное владение английским языком?

А. Горный: У него достаточное для понимания владение английским языком. Но при этом для Бангладеш он очень хорошо устроенный человек. При разнице среднеамериканской и среднебангладешской зарплат раз в 100, можно отбирать самых умных, чтобы те записывали то, что у западного врача на приёме происходит.

И на каком этапе своего развития находится данный стартап?

А. Горный: Есть сотни, а, может быть, и тысячи реальных врачей, которые реально им пользуются.

Вопрос о России. Каждый день вы получаете по 3-4 стартапа, которые хотят попасть под крыло крупной компании. Вы это всё просматриваете, анализируете. Какие темы чаще всего охватывают стартапы?

А. Горный: Как и во всём мире, самое сильное направление – это автоматизация каких-то  бытовых услуг. На втором месте – это, к сожалению, пустые фантазии на тему новых социальных сетей или каких-то новых сообществ.

А почему пустые фантазии? Потому что в этой области их, что называется, too much (много)?

А. Горный: Я не стал бы говорить, что too much – это навечно. Но в нынешней ситуации никто не может придумать стоящую причину, чтобы что-то изменить.

Интересно, сколько времени среднестатистический москвич тратит на общение в социальных сетях?

А. Горный: По москвичам, наверное, нет данных, а вот по России была статистика: часа 3 в день.

С ума сойти. Это же много. Не надо нам больше добавлять социальных сетей. Поэтому главное – это решение бытовых проблем. А было что-то, что вас потрясло?

А. Горный: То, что потрясло, мы покупаем, берём под своё крыло. В 2016 году мы купили "Delivery Club", "GeekBrains" и была ещё игровая студия "Pixonic". Это три наши крупные сделки за прошлый год.

Можно о них рассказать, что это такое? Почему вдруг были приняты эти решения?

А. Горный: "GeekBrains" – это образовательный проект, который учит взрослых людей программированию. То есть, есть человек, который работает кем-то и хочет сменить свою профессию. Не секрет, что из массовых профессий программирование – это одна из самых высокооплачиваемых, престижных, перспективных, вообще хороших профессий. И он приходит на "GeekBrains", и "GeekBrains" его за полгода тренирует в какой-то одной из подобластей программирования, и в результате он становится каким-то junior-разработчиком, который уже может дальше двигаться в выбранном направлении сам. Нам кажется, что, во-первых, это очень хорошее дело. Чем больше будет программистов, тем лучше будет для всех, в том числе и для нас, ибо у нас самих проблемы с набором специалистов, поэтому нам хочется развивать этот рынок. Во-вторых, это синэнергия с нашими собственными образовательными проектами. Мы сами учили разработчиков раньше. И, в-третьих, это просто перспективный бизнес. Образование растёт, онлайн-образование растёт, через пять лет это будет очень большой проект.

Вопрос вам как эксперту в области стартапов. Стартап всегда ассоциируется с чем-то таким сумасшедшим. На стартап немногие отваживаются. Наверняка это люди, которые горят своей идеей. Если говорить о каких-то самых ярких, разбитных, весёлых стартапах, было что-то такое? Не важно, в России ли, в мире?

А. Горный: Как я уже говорил, очень красивым мне кажется проект "Augmedix". И ещё два примера безумных идей. Первый – это европейский "JobToday". Этот стартап предлагает искать работу через мобильное приложение. От вас больше не требуется никаких резюме, также нет никаких формальных описаний вакансий. А есть пост от работодателя: ищу такую-то специальность, работать там-то, денег примерно вот столько-то. И есть отзывы от соискателей: хочу работать там-то. Дальше они должны переписываться в чате: "Сколько тебе лет?", "Что ты умеешь?", "Готов ли ты работать у нас", и после этого человека вызывают либо на собеседование, либо иногда просто сразу уже на работу. Сравнив это с сайтами сегодняшних рекрутинговых компаний, можно увидеть, насколько всё меняется для будущих поколений.

Это совершенно другой мир. Наши дети будут жить в другом мире.

А. Горный: Другой проект – это американский проект по уникальным шампуням. Представьте себе небольшую анкету на тему, какие у вас волосы: длинные или короткие, жирные или сухие, обычные или вьющиеся, и вопрос, а что вы хотите с ними сделать. Чтобы он завивались, чтобы они что-то ещё делали? К сожалению, я не могу точно всё передать, но там порядка 10 вопросов. И дальше, когда человек даёт свои ответы на предложенные вопросы, химики для него делают лично ему подходящий шампунь и отправляют ему за деньги по почте бутылочку с ним. Это реально работает в Штатах. Они реально так продают. И пока никаких отрицательных моментов ещё не было, будем смотреть.

В каких странах больше всего появляется стартапов?

А. Горный: Чем больше страна, тем больше в ней стартапов.

Хорошо. Про США всё понятно. А Китай?

А. Горный: Что касается Китая, то РФ весьма неплохо выглядит на фоне Китая. В России в отличие от очень многих стран есть собственный внутренний рынок. Мы пользуемся "Mail.Ru", "ВКонтакте" и "Яндексом", а не Gmail.com, Facebook.com и Google.com, как очень большая часть мира. В мире очень мало стран с собственной интернет-инфраструктурой. Например, Израиль. Он, наоборот, очень маленький. Да, у него своего рынка нет, но в Израиле много чего делают для Штатов и стран другого мира.

Мир – глобальный, и рабочий язык – всё-таки, как ни крути, английский. Стартапы в значительной своей части сейчас интернациональны, перемешаны? Или это всё-таки команды-разработчиков из одной страны: Великобритании, Индии, Казахстана и т.д.? Или есть какие-то довольно яркие команды, члены которых живут в разных странах, может быть, на разных континентах, и, тем не менее, строят стартапы вместе?

А. Горный: Исключения, конечно, бывают, но большая часть проектов – это проекты команды из одной страны.

Даже, наверное, из одного университета?

А. Горный: Нет. Но члены команды могут быть из одного города. Конечно, у них есть какой-то офис продаж в США или офис по неключевой разработке в Бангалоре, но ядро проекта обычно держится рядом, иногда даже в пределах одного дома.

Как вы оцениваете ситуацию с развитием стартаперского движения в России?

А. Горный: Всё растёт, всё хорошо. А будет ещё лучше.

Будет ещё лучше как?

А. Горный: Проектов будет ещё больше, они будут ещё более разнообразными и будут зарабатывать ещё больше денег.

Здорово. И последний вопрос. Программе "Завтра в мире" уже больше 10 лет, я помню, что где-то лет семь назад мы сидели в этой студии с экспертами и говорили о том, что значительное количество людей в России не очень готовы пользоваться всеми этими инновациями. Поэтому и предложить есть что, да не берут. Вы ощущаете, что сейчас у рынка появилась жажда попробовать что-то новое?

А. Горный: Мне кажется, всегда есть люди, которые жаждут попробовать что-то новое. И всегда есть люди, которые не хотят пробовать чего-то нового. И соотношение этих людей в обществе с древнеримских времён не изменилось. Но людей, которые хотят нового, достаточно для того, чтобы всё развивалось.

Полностью беседу с гостем программы слушайте в аудиофайле

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация