Завтра в мире Кто и как создаёт "народные карты"

28 июня 2017, 19:29

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Гость в студии Евгений Лисовский, руководитель проекта Maps.me.

С ним мы говорили о том, как в современном мире создаются карты, что обеспечивает их потрясающую оперативность и интерактивность, насколько им можно доверять?

Вы создаёте в реальном времени самую актуальную и самую интерактивную карту. И делаете вы всё это в рамках работы компании "Mail.ru Group", потому что Maps.me – это проект "Mail.ru"?

Е. Лисовский: Так и есть, только с небольшим ограничением. Мы работаем на базе карт OpenStreetMap. Есть такое открытое сообщество, как Википедия в картах, которая создаётся огромным количеством людей по всему миру и ежедневно совершенствуется.

Мы что сделали? В апреле 2016 года мы выпустили мобильный редактор. До этого релиза у OpenStreetMap-сообщества не было как такового очень популярного мобильного приложения, через которое пользователи могли бы редактировать карты. Поскольку мы работаем на этих картах, нами был сделан встроенный редактор, что позволило нам очень быстро увеличить активную аудиторию OpenStreetMap и вовлечь в сообщество так называемых казуальных мапперов (casual mapper). То есть, это люди, которые редактируют карты ежедневно. Но они не рисуют дороги, не рисуют дома, они отмечают точки на картах: рестораны, достопримечательности, музеи и т.п. В основном, так называемые POIs (точки интересов).

Почему людям нравится это делать?

Е. Лисовский: Если поизучать современную молодёжь, так называемых миллениалов, они очень много создают. Если предыдущие поколения больше потребляли контента и чуть меньше его производили, то современная молодёжь гораздо больше производит, её представители гораздо более открыты для так называемого контрибьюшна (contribution). То есть, они очень вовлечены во всевозможные открытые сообщества. Им нравится это делать, потому что это круто, за счёт этого происходит развитие открытого сообщества для всего мира. Это очень такая серьёзная, сильная миссия. То есть, люди это делают просто так, что называется по фану (fan). Я сам чуть-чуть мапплю, и мне это нравится.

Термин "маппить" появился от английского слова "мэппинг" (mapping), что означает "создавать карту". Просто так короче говорить, чем всё объяснять по-русски. Тем более что мы международный проект. У нас в России – только 8 процентов аудитории, и через наш редактор сейчас "маппят" люди со всего мира. Сегодня в мире именно у нас зарегистрировано около 150 тысяч редакторов, и они меньше чем за год сделали около 1,5 миллиона правок на картах.

Это карты мира?

Е. Лисовский: Это карты мира. Если смотреть, как географически распределены правки, это 235 стран. К сожалению, на долю России приходится где-то процентов 5 правок. А во главе идут Германия, Франция, Испания, Италия, Америка и весь остальной мир.

На YouTube есть такие ролики, которые, по сути, представляют собой меняющиеся карты, который отражают, как менялась Европа или как менялся весь мир, как появлялись и возникали новые страны, как исчезали государства, как какие-то из них делились, кто кого поглощал и т.п. Это невероятно интересно смотреть. И есть такие ролики, к примеру, как "История мира за 11 минут" или "История Европы за 4 минуты". Ты смотришь и видишь, как на карте меняются краски и цвета. У вас тоже, наверное, такая завораживающая, но бесконечная история. Есть у вас данные, как часто вносятся правки?

Е. Лисовский: Да, конечно. OpenStreetMap работает примерно как Википедия. То есть, там сохраняются все правки. И каждый может посмотреть все правки, которые были сделаны с момента создания проекта. В принципе есть некоторые осмеры (людей, которые маппят в OSM (OpenStreetMap), называют осмерами, это, собственно, Википедия в картах), которые частенько создают (это, как правило, продвинутые пользователи) дополнительные сервисы для OpenStreetMap. Поэтому наверняка есть сервис, который может показать всю динамику изменений. Да, есть такие сервисы точно, которые показывают динамику появления объектов на карте.

Если посмотреть на проект с момента его создания по сегодняшний день, то с 2011 года пошло его очень динамичное развитие. Сейчас есть карты всего мира. Где-то они гораздо лучше, чем любые другие карты, потому что крайне тяжело какой-нибудь коммерческой организации поддерживать карты по всему миру. Недостаточно просто сделать карту один раз, она постоянно меняется. То есть, её надо постоянно обновлять. Карта – она живая. И если нет людей, которые её поддерживают, она быстро устаревает. В этом и есть сила открытого сообщества. Потому что, когда в нём зарегистрировано порядка 4 млн контрибьютеров-мапперов, разве можно себе представить какую-то коммерческую компанию, которая смогла бы нанять такое количество сотрудников? Это нереально. Это просто неподъёмные деньги. Поэтому будущее, естественно, за открытыми картами.

Эти карты может любая коммерческая организация использовать в своих целях. Прийти, взять эти данные и на базе этих карт построить сервис. Собственно, Maps.me – это коммерческая организация, которая использует данные OpenStreetMap. Но при этом мы, естественно, указываем, что данные взяты из OpenStreetMap, и мы вносим активный вклад в их развитие.

Есть также американская компания Mapbox, которая делает битубишный сервис (b2b-service). Это SDK для разработчиков приложений, которым нужны какие-то картографические сервисы внутри. Они точно так же берут данные OpenStreetMap, и у них есть свой продукт, который они продают. Собственно, этот продукт, по сути, является конкурентом для коммерческих организаций вроде Google Maps, потому что там карты не открытые. Они как бы покупают картографические данные в разных регионах и продают их по так называемому доступу API.

Многие, в принципе, работают с ними, но будущее всё-таки за открытыми картами. Потому что есть места, например, какие-то деревни, которые Гуглу не сильно интересны с точки зрения бизнеса. И какие-то отдалённые регионы в OpenStreetMap гораздо лучше замапплены, потому что там есть свои местные мапперы, которым просто интересно вносить правки.

А какие самые интересные точки отмечаются на подобных картах?

Е. Лисовский: На самом деле там есть очень специфические данные, которых нет практически нигде, кроме OpenStreetMap. Например, там есть скамейки, есть урны. В принципе, иногда дело доходит просто до безумия: там есть даже деревья, но эти деревья чем-то особенные. Они могут быть проставлены тоже на карте. Есть люди, которые отдельно маппят исключительно, например, линии электропередач. Есть люди, которые маппят пожарные гидранты.

Например, мы не так давно выяснили, что нами очень активно пользуются по всему миру пожарные. Потому что у нас карта работает без Интернета, а для пожарных очень важно быстро найти пожарный гидрант. И данные эти есть в OpenStreetMap. Нам месяц назад написали из службы спасения города Ямато, что в Японии, письмо с просьбой добавить пожарный гидрант, потому что пока приходится кому-то одному из них делать лайфхак (lifehack), чтобы использовать наши карты. Мы заходим на сайт службы спасения японского города Ямато и видим, что там на главной странице есть Maps.me, даются ссылки на скачивание и рекомендации всем гражданам города использовать Maps.me. Это, конечно, очень приятно. Там это было связано с тем, что уже тогда на Maps.me были данные по расположению комплектов для первой помощи (дефибрилляторов) в этом городе. Ну, японцы долго живут, поэтому, видимо, возникают такие ситуации, когда надо быстро найти ближайшую точку первой помощи. Вот, собственно, такие запросы.

Плюс нами пользуются, к нам приходили запросы из полиции Германии и Франции с вопросом, могут ли они использовать наше приложение для своих целей. У нас приложение бесплатное для любого использования: коммерческого, некоммерческого, пожалуйста. Так что в нём есть куча разных данных.

Помимо самих данных, в приложении есть какие-то определённые дополнительные, специфические признаки. Например, у АЗС может быть информация, какой там бензин, у дороги – тип покрытия. Там очень много всего.

Конечно, это такой интересный конструктор Lego для гиков (geek). Их очень много. А у нас именно в Maps.me – мапперы. Они не гики, а обычные пользователи, которые, может быть, не рисуют сложные дороги, а просто отмечают в большинстве случаев отели, рестораны, достопримечательности. Потому что всё-таки Maps.me – это приложение для путешественников.

И всё-таки с какой частотой в приложении появляются правки? Раз в минуту, раз в несколько секунд?

Е. Лисовский: Тут, скорее, нужно говорить об объёме правок. В день это порядка 1-2 млн правок. Это реально очень много. Но вопрос в том, что это правки… Допустим, линия рисуется несколькими точками, и каждая точка засчитывается как правка. Да, это очень большое количество. В день, если говорить про количество ежедневных пользователей, которые маппят, это около 5 тысяч людей. Они каждый день постоянно что-то делают. В месяц – это около 50 тысяч людей. Понятно, что из всех зарегистрированных пользователей не все это делают ежедневно. Кто-то маппит раз в год…

Вы как часто это делаете?

Е. Лисовский: У меня получается маппить раза три в неделю.

Вы отметите наше радио на карте?

Е. Лисовский: Оно, кстати, отмечено. Но я проверю, всё ли корректно указано, посмотрю, есть ли там телефон.

Полностью беседу с гостем программы слушайте в аудиофайле.

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация