Авторские материалы Под конвоем. Как доставляют преступников и обеспечивают безопасность в российских судах
Персоны
В Мособлсуде пятеро подсудимых обезоружили конвой и открыли стрельбу. Все они были членами так называемой банды GTA. Трое бандитов были ликвидированы, еще двое - обезоружены и задержаны. В ходе стрельбы ранение получили 2 полицейских и служащий Росгвардии. Кто виноват в этой ситуации? Каковы правила конвоирования преступников? И как обеспечивается безопасность в российских судах? Выяснял корреспондент “Вестей FM” Борис Бейлин.
За охрану подсудимых в следственных изоляторах отвечают сотрудники Службы исполнения наказаний. Но доставкой заключенных в суд занимаются полицейские. ФСИН передает задержанных конвоирам. В данном случае речь идет о сотрудниках отдельной роты охраны и конвоирования подмосковного главка МВД. Конвоиры-полицейские охраняют подсудимых по дороге в суд и обратно. Обыкновенный конвой назначается из расчета 2 сотрудника полиции на 1 - 2 конвоируемых. 3 конвоира - на 5 - 6 арестованных. 7 полицейских - на группу из 8 - 10 задержанных. Но конвой может быть и усиленным – например, 3 полицейских на одного преступника, 6 на 2 – 3 или 8 на 5 - 6.
Из автомобиля заключенных выводят в наручниках и доставляют в специальное помещение в суде, поясняет председатель московской коллегии адвокатов “Тер-Акопов и партнеры” Георгий Тер-Акопов.
ТЕР-АКОПОВ: Из машины они доставляются в конвойное помещение, которое расположено в суде, там есть все условия для содержания арестованных. Это отдельные небольшие камеры, куда они помещаются. И как только судья вызывает их, подается определенный сигнал. Задержанных выводят из этой камеры, надевают наручники и сопровождают в тот зал, где будет происходить судебное заседание.
Конвоиры имеют при себе не только наручники, но и огнестрельное оружие, говорит руководитель Московской коллегии адвокатов “Князев и партнеры” Андрей Князев.
КНЯЗЕВ: Конвоиры вооружены. В их задачи не входит охрана судей и посетителей. В их задачи входит охрана участников процесса, которые находятся под стражей. Конечно, существуют правила. Наручники снимают только тогда, когда задержанных уже в зал завели, когда человек находится в “клетке”.
При этом внутри суда обычно подсудимых переводят либо по одному, либо небольшими группами, отмечает Георгий Тер-Акопов.
ТЕР-АКОПОВ: Скорее всего, их конвоировали группой. Что в определенных обстоятельствах недопустимо. Их могли бы вести по одному - два человека. Тем более если предстояло “путешествие” на лифте, в замкнутом пространстве.
Само судебное помещение охраняется подразделениями, входящими в Росгвардию. А внутри за порядком следят судебные приставы, говорит Андрей Князев. Но они не занимаются заключенными.
КНЯЗЕВ: Охраной судов занимается Служба судебных приставов-исполнителей, которые непосредственно охраняют здание суда, самого судью, других участников процесса. Любой посетитель, который проходит в здание суда, записывается приставом-исполнителем. Плюс он проходит через металлоискатель, предъявляет к осмотру сумки. Это всех касается - и адвокатов, и прокуроров, и обычных посетителей.
Судебные приставы, в отличие от конвоя и сотрудников Росгвардии, не носят оружие. А рамки-металлоискатели иногда не срабатывают. Несколько лет назад поклонник группы Pussy Riot Андрей Бородин смог пронести в здание суда туристический топорик. Он вошел в кабинет судьи и стал угрожать. Судья вызвала охрану. Тогда никто не пострадал. Бородин был арестован. Позднее его признали невменяемым и отправили на принудительное лечение.