Авторские материалы Ад на борту: пассажиры “разгерметизировавшегося рейса” рассказали, как прощались с жизнью
Персоны
Чуть не задохнулись: в кошмар превратился рядовой авиарейс из Антальи в Москву. Пассажиры заявили о разгерметизации на борту воздушного судна. Кислородные маски при этом, по словам пассажиров, работали плохо. Впрочем, самолет смог благополучно вернуться в аэропорт турецкого курортного города. Людей в итоге вывезли другим рейсом. Их посты в соцсетях прочитал корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Проблемы у самолета начались сразу на взлете. По ощущениям пассажиров, лайнер тяжело набирал высоту, и его сразу же начало трясти. После этого он резко завалился на бок. И в этот момент на и без того испуганных пассажиров вывалились кислородные маски. После чего последовал нервный и громкий вопль командира: "Всем немедленно надеть маски!". Но сделать это пассажирам не удавалось - маски не наполнялись кислородом, а удерживающие резинки оказались растянутыми. При этом стало очень жарко и душно. И самое страшное - запахло гарью. Самолет, говорят пассажиры, молился почти хором, все прощались с жизнью. Никто не понимал, что делать. Однако через полчаса самолет все-таки смог вернуться в аэропорт Антальи. И только там испуганным, но счастливым от того, что остались живы, пассажирам сообщили причину ЧП: разгерметизация на борту. Только сейчас, спустя две недели, стали известны подробности того дня. Представитель компании Royal Fly Максим Курашвили признает, что разгерметизация была.
КУРАШВИЛИ: Причина разгерметизации пока не установлена. Но в настоящий момент воздушное судно полностью исправно.
Резкие наклоны самолета при этом, оказывается, были штатным манёвром. Если произошла разгерметизация, то по инструкции экипаж должен как можно быстрее снижаться, чтобы занять тот эшелон, на котором люди уже могут дышать атмосферным воздухом без специальных приборов. Оттого и хаотичные, как казалось людям, манёвры - переваливание лайнера с боку на бок. Сами же кислородные маски тоже были исправны, утверждает Максим Курашвили.
КУРАШВИЛИ: Нераздувание этого мешка в маске не свидетельствует, что маска не работает. Если бы маски не работали, последствия были бы иные.
Пассажиры сотрудникам компании не верят и пишут, что этих якобы исправных кислородных масок хватило всего на 10 минут. Справедливости ради надо отметит, что примерно на такое время они и рассчитаны, отмечает заслуженный пилот России, член Комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения Юрий Сытник.
СЫТНИК: Запас этих масок строго рассчитан на то время, чтобы самолет мог снизиться до 4000 метров. Поэтому другого запаса просто и не предусмотрено.
Много вопросов у пассажиров и к бортпроводникам. В самые критичные минуты они сами сидели, вжавшись в кресла и, судя по их виду, сосредоточившись на своих переживаниях, при этом забыв о пассажирах. Исполнял свои обязанности только один активный стюард, который бегал по салону и оказывал помощь упавшим в обморок (а были уже и такие). Да, бортпроводники вели себя в такой ситуации неправильно, говорит Юрий Сытник.
СЫТНИК: Должны были объяснить, что самолёт снижается, экипаж принимает все меры, произошел отказ системы кондиционирования. Поэтому после посадки всё будет восстановлено. Если бы такая информация поступила, паники бы не было.
Непосредственно при посадке бортпроводники уже тоже должны сидеть в креслах, чтобы не получить травмы. Но еще при снижении - в критические минуты - безвольно сидеть они, конечно же, не имели права, убежден Юрий Сытник.
СЫТНИК: Экипажу некогда общаться - они снижают самолет. А бортпроводники должны были сделать всё, чтобы предотвратить панику. Нужно было просто успокоить людей.
Самым страшным для пассажиров, по их словам, был запах гари в салоне. Все подумали, что на борту - пожар, а значит далее последует взрыв. Так вот, по мнению специалистов, если командиру корабля было некогда, то именно бортпроводники должны были объяснить, что в этом запахе трагедии нет. Как и объяснил нам представитель авиакомпании Максим Курашвили.
КУРАШВИЛИ: При работе кислородных подушек происходит химическая реакция и нагрев. Пыль, которая на кислородных приборах подгорает, она пахнет. Но это абсолютно штатная ситуация, так и должно быть.
В итоге лайнер благополучно вернулся в аэропорт Антальи. Пассажирам предоставили отель, накормили и примерно через 2 часа вывезли резервным бортом. А вопросы остались. Сейчас клиенты того злополучного рейса объединились в соцсетях в группу и решают, стоит ли дальше как-то отреагировать на ЧП и не подать ли иск на компенсацию морального вреда.