Посидим по-хорошему. История. Культура. Личности К 95-летию Московской государственной академической филармонии
Этот выпуск посвящён юбилею Московской государственной филармонии. Она возникла в 1922 году по инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского. Уже в 20-е годы здесь выступали ведущие музыканты мира. В 1928 году Симфонический оркестр филармонии возглавили выдающиеся советские дирижёры – Николай Голованов и Александр Орлов. В 1932 году солистом филармонии становится Давид Ойстрах.
Гендиректор Московской государственной академической филармонии Алексей Алексеевич Шалашов любезно принял нас у себя в его доме искусств…
Д. Берлин: Приходя к Вам в филармонию всегда чувствуешь себя причастным чему-то прекрасному. Зал им. Чайковского, на мой взгляд, один из самых значительных залов Москвы (да не в обиду это будет сказано всем другим музыкальным залам столицы). Любой человек может взять билет в Зал им. Чайковского и, какой бы стоимости ни бы билет, где бы он ни сидел – всегда всё хорошо увидит.
Алексей Алексеевич, Вы – большой музыкант, выпускник Московской консерватории. Вы работали в Большом симфоническом оркестре Центрального телевидения и Всесоюзного радио (ныне Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского) как музыкант и гендиректор. У нас редко бывает, когда учреждение возглавляет человек изначально знающий всю работу от "а" до "я".
А. Шалашов: Я сомневался, смогу ли я справиться с этой работой, но как говорят "или надо нырять сразу или совсем не лезть в воду". Я нырнул – и подошёл к новой работе системно: сразу же ввёл совершенно новый принцип.
Дело в том, что профессиональное продюсирование в области классической музыки тогда только развивалось. На занятие менеджментом меня подтолкнули жизненные обстоятельства. В эту область деятельности втянул меня мой отец, и я стал делать антрепризы в музыкальной школе на Пречистенке.
Много лет спустя я как-то зашёл в кассу Московской консерватории, которая также принадлежит филармонии, и обнаружил на стене афишу концерта Виктора Третьякова, которую я печатал дома на своём принтере. И кассир сказала, что это – лучшая афиша, которую она видела в своей жизни. Эта "бацилла" ко мне привязалась, и я, работая в оркестре по-прежнему интенсивно и увлеченно, стал замечать, что работа нашего оркестра построена неправильно. В какой-то момент мне было предложено стать директором оркестра – и я согласился. Всё-таки какое-то организационное начало во мне было уже тогда. Невозможно переоценить тот опыт, который я получил работая директором оркестра, потому что он помогает мне до сих пор…
Полностью запись беседы с Алексеем Шалашовым слушайте в эфире "Радио России" 22 сентября в 21.10 мск!