Картинка

Посидим по-хорошему. История. Культура. Личности Чтение – это интеллект нации

20 октября 2017, 21:10

Программу ведёт Диана Берлин.

Открытие Дома книги в Москве стало настоящим праздником для москвичей и гостей столицы. Тогда 25 сентября 1967 года здесь собрались известные представители искусства и культуры, писатели, видные общественные деятели и простые читатели.

Моя собеседница – генеральный директор Московского дома книги, кандидат социологических наук, председатель комитета по чтению Российского книжного союза, президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств – Надежда Ивановна Михайлова.

Д. Берлин: Надежда Ивановна, наверное, нет такого человека, который хотя бы однажды не зашёл в Ваш дом, Дом книги. Его действительно можно назвать Вашим домом?

Надежда Михайлова: Да, это так, потому что большую часть времени я провожу именно там. Я работаю здесь почти три десятка лет. Ощущение дома уже проросло во мне и укоренилось.

Уверена, что традиции в Доме книге сохранились, наверное, ещё и потому, что я – всего третий директор за всю его историю.

Первым директором была Тамара Владимировна Вишнякова, которая открывала его в 1967 году. На открытие приезжал Промыслов и перерезал ленточку. Это было знаковым событием для всей страны. Дом книги на Арбате был самым крупным книжным магазином во всём Советском Союзе. Он входил в тройку самых крупных магазинов Европы, что остаётся актуальным на сегодняшний день. Вторым директором была Митрохович, третья – я.

У нас до сих пор продолжают работу те люди, кто работал здесь с самого начала истории этого магазина, их – считанные единицы, но они есть. Это – уникальные люди, которые без компьютера могут сказать и рассказать о книгах столько, сколько нигде не увидишь и не услышишь. За 50 лет через их руки прошло столько книг!<…>

Раньше в магазине были представлены книги всех национальных республик Советского Союза, чего, сегодня, к сожалению, нет, несмотря на огромную миграцию людей. У нас есть убеждённость, что книги из бывших республик СССР должны быть представлены в Москве. Я понимаю, что это не может быть коммерческим проектом, потому что, если мы говорим о книге как о части культуры, то и отношение к ней должно быть соответствующим, а не как к прибыли с квадратного метра.

Теоритически решить этот вопрос возможно, но практически – нет. Если книга из-за рубежа поедет к нам в страну, то и цена её будет другой, как и в случае, если наша книга поедет туда, преодолевая таможенные и прочие преграды. Эти вопросы сложно решаются, так как в России нет единого органа, который бы системно этим занимался<…>

Д. Берлин: Надежда Ивановна, какие книги наиболее востребованы сейчас?

Надежда Михайлова: 30% самых востребованных книг составляет учебная и детская литература, 30% – художественная литература. Остальная часть включает общественно-политическую и историческую литературу.

Потребление книг отражает срез общественных интересов на данный момент времени. Например, мы все знаем, что образовалось напряжение в мире, введены санкции против России. Люди, которых глубоко волнуют эти вопросы – приходят и покупают литературу по этой теме.

Я могу сказать, что за последнее время в разы выросли продажи книг, связанных с историей России. Это – та самая живая взаимосвязь книжного пространства с современным миром!<…>

Посидим по-хорошему. История. Культура. Личности. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация