Завтра в мире "Занимайся инновациями или умирай"

1 ноября 2017, 19:30

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Гость в студии – Дмитрий Масленников, организатор конференции "Innovate or die" ("Занимайся инновациями или умирай").

С ним мы говорим о том, что происходит сейчас в крупных компаниях, как они применяют инновации в своём бизнесе и, вообще, возможно ли прийти со своей идеей в какую-то крупную компанию.

Называние конференции жёсткое: "Занимайся инновациями или умирай". И третьего не дано?

Дм. Масленников: Дано, но, скорее всего, оно приведёт либо к первому, либо ко второму.

Вы занимаетесь темой "Инновации в бизнесе". Правильно?

Дм. Масленников: Совершенно точно. Но, наверное, здесь нужно сделать поправку на крупный бизнес. Я работаю в области корпоративных инноваций, которые касаются инноваций именно в больших компаниях.

Сегодня довольно стремительно меняется жизнь бизнеса. Думаю, что именно в больших компаниях, несмотря на всю их неповоротливость вроде бы, у них всё-таки есть возможности и часто политическая воля для инноваций. Насколько быстро меняются крупные компании относительно среднего и малого бизнеса? Какие инновации предпочитают сегодня компании, которые практически управляют миром? Что сейчас происходит?

Дм. Масленников: Происходит очень много динамичных событий. Не будем сейчас сравнивать средний бизнес и крупный бизнес, сосредоточимся именно на крупном. Крупный бизнес за последние 2-3 года сделал гигантский скачок в скорости своих изменений. Крупный бизнес (даже монопольный, даже госкорпорации) чувствует изменения рынка, изменения технологий и то влияние, которое на них оказывают множество факторов. Это приводит к тому, что они должны меняться. Сейчас я вижу, что они меняются очень быстро, динамично и встают на путь инновационного развития. Это достаточно позитивный тренд, но есть в нём ложка дёгтя.

В действительности большие компании при всех своих возможностях скованны бюрократией, скованны страхами, скованны множеством проблем, которые мешают им меняться так быстро, как хотелось бы.

А можно ли прийти с инновационной идеей в крупную компанию и быть принятым и более-менее понятым?

Дм. Масленников: Есть несколько способов развивать инновации для больших компаний. Если их крупно сгруппировать, то их всего три. Это открытые инновации, внутренние инновации и корпоративный венчур.

В случае с открытыми инновациями большая компания идёт на открытый рынок, и в действительности кто-то, какой-то стартап может прийти с открытого рынка и построить взаимодействие с большой компанией.

Второй инструмент или формат – это внутренние инновации, когда компания ищет внутренний инновационный потенциал внутри себя, в первую очередь у своих сотрудников, и подбирает те инструменты, которые помогут ему развиваться.

Третий формат – это корпоративный венчур. Мы пока его оставим в стороне, может быть, вернёмся к нему позже.

А на вопрос, можно ли прийти в большую компанию с какой-то идеей, отвечаю, что да, можно. Но есть большая проблема, что не всегда видна та самая потайная дверь, в которую нужно постучаться и за которой найдётся правильный человек, который поможет найти очень верное место применения той технологии или того продукта, которые вы принесёте. И я стою где-то посередине этого процесса, пытаюсь сам найти эти двери, потому что она не одна, их много, и, зная все эти двери, я пытаюсь заводить предпринимателей и стартапы в нужную.

А сколько сейчас предложений именно на российском рынке? Российских стартапов и инноваций достаточно для того, чтобы удовлетворить потребности в изменениях крупных российских компаний? Или всё-таки пока российские компании вынуждены смотреть на международный рынок стартапов?

Дм. Масленников: Думаю, что это обоюдная проблема.

С одной стороны, все корпорации обладают гигантским объёмом запросов на инновации, который пока ещё не перешёл в открытую форму, на которую можно откликнуться и увидеть, что конкретно нужно каждой конкретной компании. Соответственно, это одна проблема.

Другая проблема – в том, что стартапы, которые существуют на рынке, тоже часто не публичны, и для большой компании составляет проблему найти этот стартап. Есть специальный процесс скаутинга, есть отбор, поиск, различные инструменты вовлечения предпринимателей и их откликов на запросы корпораций. Но в действительности это большая проблема.

Соответственно, мы видим здесь проблему на обеих сторонах воронки. И на стороне корпораций, которые должны чётче и более активно формулировать для открытого рынка свой запрос. И со стороны стартапов, которые а) не публичны и б) даже не видят тех запросов, которые выходят на открытый рынок от корпораций.

Есть такая практика в европейских странах, как сотрудничество с университетами. Есть, например, в Финляндии такой проект "Demola". Там крупные компании, которые находятся в городе Тампере, с местным университетом Тампере заключают некий договор и дают студентам, по сути, технические задания. Вот есть такая необходимость исправить в компании вот это, вот это и вот это и сделать какие-то новые решения. Если вы их делаете, мы у вас их покупаем или приглашаем вас на работу. Если не получается, то не получается. В России что-то подобное есть?

Дм. Масленников: Есть, но не в такой форме. У нас сейчас отношения вузов и корпораций только начинают выстраиваться, и здесь есть тоже ряд проблем. Первая из них – это несоответствие ожиданиям. В действительности корпорация хочет получить сильное, готовое, мощное решение, которое решит их проблему. А то, что есть в вузах, это сырое, слабое, лёгкое, непонятное.

Почему? У нас же такие сильные вузы, у нас какая-то невероятная база...

Дм. Масленников: Теоретическая. Не практическая. И поэтому всё то, что выпускается из вуза, должно прожить какое-то количество времени, набить именно бизнесовых шишек. У нас хорошая теоретическая подготовка, хорошая база, но готовых продуктов она не выпускает, тех продуктов, которые могли бы потребить большие компании. И это первая проблема.

Получается, что вся эта база – это всё напрасно?

Дм. Масленников: Нет, конечно. Вузы, независимо от страны и системы, являются основой вообще развития инноваций, потому что именно там появляются люди, появляются кадры. Что мешает? Мешает отсутствие какой-либо мотивации в вузе сделать из этого бизнес. Все, кто работают в вузе, все, кто развивают вуз, все, кто им управляют, в действительности не имеют прямой мотивации развивать инновации и коммерциализировать их. У нас есть много попыток в этом направлении. Есть венчурные фонды, которые начинают образовываться вокруг вузов, есть разные кафедры, которые поддерживаются корпорациями, но в реальности бонусы, прибыль, выручка, любые финансовые показатели, которыми условный ректор может оперировать, не связаны с эффективностью запусков студенческих стартапов. Как только в вузе начнут появляться предприниматели, которые им управляют, или люди с предпринимательским мышлением, ровно в тот момент мы можем надеяться, что корпорации начнут получать зрелые, интересные проекты для решения своих проблем.

В вузах, в той же самой Бауманке, есть кафедры технологического предпринимательства, и они существуют не первый год. Что же мешает?

Дм. Масленников: Мешает то, что на этих кафедрах часто не работают предприниматели. Я сам какое-то время, очень короткое, преподавал в Московском политехе курс по техническому предпринимательству. Сейчас я работаю с МГУ. Но я вижу, что есть гигантский разрыв между теми людях, которые преподают предпринимательство, и теми людьми, которые им занимаются. В реальности я думаю, что, если посмотреть на западный опыт, там очень много практиков-предпринимателей работают в вузах и обучают студентов и всячески такому обучению способствуют. В России этого нет. И, возможно, они только начнут появляться.

Когда?

Дм. Масленников: Открытый вопрос. И, наверное, не ко мне. Опять же, когда ко мне приходят с подобным запросом, мне всегда нужно понимать свою корыстную мотивацию. И это всегда открытый вопрос. Это не всегда деньги. Вопрос – как я могу использовать этот инструмент для развития своего бизнеса. В случае сотрудничества с МГУ я совершенно точно понимаю, что те люди, которых я там обучаю корпоративным инновациям, в будущем станут моими клиентами. В случае со студентами я с ними работал как с потенциальными объектами для инвестиций, потому что они в будущем должны создавать стартапы. Но опять же это долгий горизонт, в котором я пока что не могу играть. И здесь нужно понимать, как это будет работать.

Я бы здесь хотел отметить ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив), который ведёт повсеместную гигантскую программу обучения интернет-предпринимательству в вузах. Она раскатана на какое-то гигантское количество вузов, и это, мне кажется, самое масштабное и самое классное, что сделано у нас на рынке.

Здорово, будем ждать результатов. Кто сейчас вырывается в гонке инноваций вперёд в мире?

Дм. Масленников: Вопрос условный. У нас есть лидер. Это США по понятным причинам.

Догнать их можно?

Дм. Масленников: Догнать можно всегда, и история лишь это подтверждает. В разные моменты времени различные страны лидировали в технических инновациях. В своё время – своя страна. Поэтому вопрос только в том, кто будет следующим?

Полностью беседу с гостем слушайте в аудиозаписи программы.

 

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация