Завтра в мире Этот безудержный мир мессенджеров

1 ноября 2017, 19:45

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Гость в студии – представитель крупной компании "Mail.Ru Group" Игорь Ермаков, руководитель подразделения Instant Messaging.

С ним мы говорим о том, что же такое мессенджеры, как они развиваются и как они меняют поведение человека, почему они так стремительно захватывают наш мир и что будет происходить с обычной телефонной связью.

Похоже, ещё пять лет назад слова "мессенджер" не было в нашем лексиконе. Что же такое мессенджеры, как они развиваются и как они меняют поведение человека?

И. Ермаков: Мне кажется, что это слово было уже лет десять назад. Первый мессенджер ICQ ("аська") появился в 1996 году. И с тех пор это слово проникает в наше сознание.

Тогда все его называли просто "аськой", и никто не называл её мессенджером. А сейчас сколько всего мессенджеров существует в мире?

И. Ермаков: Думаю, что на этот вопрос вам не ответит никто. Я периодически считаю, сколько у меня мессенджеров. Сейчас их у меня на телефоне стоит 90.

90? А зачем вам столько?

И. Ермаков: По своей работе мне их нужно тестировать и смотреть за всем, что появляется и меняется в мире мессенджеров. Из этих 90 я не смогу назвать все. Потому что все они очень разные и среди них есть даже очень странные. Но могу точно сказать, что каждую неделю я ставлю себе какой-то новый мессенджер. Я просто посчитал папочку, в которой они у меня стоят. А есть ещё мессенджеры, иконки которых разбросаны по телефону, а это ещё какой-то набор мессенджеров. То есть, их очень много.

Итак, мессенджер – это то, с помощью чего мы общаемся.

И. Ермаков: Да, и будем общаться.

Кто-то сейчас СМСки отправляет?

И. Ермаков: Ну, наверное.

А вы?

И. Ермаков: Я нет, вообще нет. Я не знаю, считать ли СМСкой ай-месседж (i-Message), который по факту мессенджер, но он мимикрирует под СМС, очень похож. Знаете, когда там синенькие – это бесплатные, а зелёненькие – это платные. Вот зелёненькие я уже не отправляю.

То есть, сейчас на смартфоне можно иметь только Интернет и всё?

И. Ермаков: Да. Мне кажется, я уже совсем перестал принимать GSM-звонки. И даже все звонки. Всё моё общение по максимуму сведено в мессенджеры через интернет-канал. Из опыта, по телефону мне звонят только курьеры. Когда видишь, что телефон незнакомый. Всё остальное общение с моими коллегами и друзьями происходит через мессенджеры.

И деловое общение тоже?

И. Ермаков: Да-да. Вся вообще жизнь там.

У меня ещё два вопроса. Вопрос первый: что будет с телефонными компаниями?

И. Ермаков: Хороший вопрос. Не знаю. Но у них есть некий объём сервиса, который они предоставляют. Они его и дальше будут предоставлять. К сожалению, он меняется. Если раньше предоставляли, грубо говоря, звонки и СМС. То сейчас большой объём у них занимает передача данных. Они предоставляют услугу по передаче данных. Туда они и идут. И, слава богу.

В передачу данных?

И. Ермаков: Можно подумать, конечно, о том, что может быть с ними, потому что их передача данных – это авторизация пользователей. У них сейчас большой объём СМС, связанный со всевозможными авторизациями пользователей. Но и на это уже покушаются мессенджеры. Если посмотреть на самые крупные мессенджеры типа WhatsApp, они уже туда идут, они уже предоставляют сервисы для бизнеса, а это значит, что через энное количество лет, и большая часть бизнеса будет общаться в мессенджерах, а не через СМС или звонки.

Когда я говорю про курьера, это обывательское представление, а по факту это какой-то бизнес с вами общается с помощью телефона по поводу того, что к вам курьер подъехал и что-то привёз. Теперь всё идёт к тому, что бизнес будет общаться через мессенджеры и социальные сети.

Может быть, и государство ещё будет общаться не через телефон?

И. Ермаков: Государство? А почему бы и нет? Да, государство – это хорошая идея. Государство в этом смысле тоже как бизнес.

Второй вопрос. Чего это вдруг мы все переходим на мессенджеры? Можно быть абсолютно уверенным в том, что это безопасно, защищено и никто не прочитает? Или мы об этом вообще не думаем?

И. Ермаков: Мы об этом не думаем. Но нам это очень важно. Нам важно думать, что мы как будто защищены. Мое личное мнение. Философия здесь такая: всё, что выкладывается в Интернет, это общедоступно. Как бы ни был канал защищён, всегда есть вторая сторона, и вы не можете контролировать её поведение. Тем не менее, нам нравится думать о том, что наши каналы защищены.

И обычно они действительно защищены, потому что протоколы, алгоритмы открыты, можно их посмотреть, проверить, действительно всё так. Но на самом деле нам просто очень удобно, когда ты поднял трубу, кинул сообщение, положил, и не надо ждать ответной реакции другой стороны, она посмотрит, когда ей это будет удобно, и ответит. Всё это происходит мгновенно. Каждый мессенджер сейчас бьётся за миллисекунды отправки сообщения. Всё это безумно удобно.

Чем они могут конкурировать друг с другом?

И. Ермаков: Каждый мессенджер изобретает что-то новое. Если поверхностно, то это ниша. Они – в разных нишах. Есть какие-то защищённые мессенджеры, есть анонимные мессенджеры, есть мессенджеры для пользователей, которые играют в игры, у них есть свои определённые потребности. Есть мессенджеры для молодёжи, где надо, что называется, "не палиться" перед мамкой. Кинул фоточку, и никто не спалит твоё общение. Есть большой запрос на это как раз от молодёжной аудитории, в основном на Западе, чтобы дистанцироваться от социальных сетей, потому что там сидят родители. То есть, каждый конкретный мессенджер отвечает на какую-то потребность, и у него есть свой пользователь.

Если говорить о группах пользователей, то это, наверное, бизнес, какое-то деловое общение. Они какими мессенджерами предпочитают пользоваться?

И. Ермаков: Ой, здесь совершенно разные подходы. Есть, безусловно, базовая потребность общаться, и связано это не с какой-то конкретной потребностью, а с тем, что первое нашли. Приведу пример, и, наверное, удивлю большую часть людей, которые нас слушают. Я знаю группу людей, которые используют Инстаграм для своего делового общения. Просто потому, что кому-то показал ребёнок, как там можно отправлять сообщения.

И что, они там фотографии документов отправляют?

И. Ермаков: Честно говоря, боюсь даже подумать, что они там оправляют. Но основное там – это переписка. Также, наверное, это фотографии документов. Но это не так удобно. Просто хочу сказать, что есть разные группы людей: есть возрастные группы, есть группы по интересам (бизнес, игры, geo-мессенджеры), есть опять же группы, поделённые на (как я уже упомянул) geo. В разных странах популярны разные мессенджеры в силу разных причин.

Если посмотреть, то самый популярный в мире мессенджер (хотя все считают, что это WhatsApp, но это не совсем так) – это китайский мессенджер Wechat. Просто потому, что китайцев больше всех, и их мир несколько отделён от остального мира. И то, что творится в Wechat, вообще космос.

Опять же переходя к ответу на вопрос, что с нами будет, прежде всего, надо смотреть туда. В Wechat происходит, в принципе, всё. Там есть передача данных, там есть передача денег, там куча бизнеса сидит. То есть, Wechat – это огромный мир, к которому ни один из наших популярных мессенджеров в европейской части пока ещё даже не приблизился.

А в России какой самый популярный мессенджер?

И. Ермаков: Думаю, что WhatsApp.

А ваша компания как-то занимается этим, развиваете что-то своё?

И. Ермаков: Да, мы активно развиваем. У нас есть ICQ. В России, кстати, самый популярный мессенджер WhatsApp, но больше всего сообщений отправляется "ВКонтакте". "ВКонтакте" – это не мессенджер, но, тем не менее, как платформа для общения это самая популярная платформа. Есть у нас ещё один мессенджер, называется он "ТамТам". Где-то раз в полгода мы тестируем какие-то идеи на каких-то полузакрытых стартапах, на полузакрытой аудитории. То есть, эта тема очень активна, и мы её активно развиваем.

Как меняется поведение того, кто получает и отправляет сообщения через мессенджеры? Как меняется человек, у которого смартфон в руке? Что-то замечали за собой и за своими коллегами?

И. Ермаков: С появлением смартфона в человеческом обществе поменялись две вещи. У нас поменялась вычислительная мощность, и поменялась скорость передачи данных. Из-за этого сейчас идёт огромный сдвиг в сторону мультимедиа. И самое главное – звонки переходят в видео. То есть, если раньше просто звонили, то сейчас предпочитают звонить с помощью видео. Ну и плюс голосовые сообщения. Вот это два таких тренда, которые особо заметны.

Полностью беседу с гостем программы слушайте в аудиофайле.

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация