Интервью Майданного монстра создал Янукович
Персоны
Украина отмечает так называемый День достоинства и свободы. Какие изменения произошли в стране за последние годы? Об этом беседуем в эфире "Вестей ФМ" с директором Международного института новейших государств Алексеем Мартыновым и директор Фонда прогрессивной политики Олегом Бондаренко.
БОНДАРЕНКО: Мои многие друзья, оставшиеся в Киеве, рассказывают, что Киев стал дорогим городом. Удивительная вещь.
БАДЬЕВА: Год назад был довольно дешевым городом.
МАРТЫНОВ: А раньше, 5-6-7 лет назад, по крайней мере, для Москвы поездка в Киев – это был такой аттракцион, где все так же вкусно, красиво и в три раза дешевле.
БОНДАРЕНКО: А сейчас за счет того, что упала в первую очередь гривна, было 4 года назад 8 гривен за доллар, сейчас 25-26 уже гривен за доллар. И вот собственно – и все. А вся украинская экономика полностью ориентирована на валюту, там уже мало что производится внутри страны, жалкие остатки, поэтому, естественно, все зависит от колебания курса валют. Так вот, условно говоря, простой человек, который там, допустим, имел какую-то зарплату - 4 года назад в Киеве в районе 1000 долларов, это было 8 тысяч гривен, и он себя прекрасно чувствовал, он мог себе позволить семью свозить куда-то отдохнуть - в Турцию или в Грецию, еще куда-то. А сейчас это, в общем, человек, который выживает, потому что у него зарплата осталась в гривне, те же самые 8 тысяч гривен, а в пересчете по новому курсу – это уже 300 долларов. И все, и привет.
Четыре года назад что было в Киеве? Вы знаете, конечно, не было абсолютно никаких реальных предпосылок к революции – ни "достоинства", ни "недостоинства", ни чего бы то ни было. Киев к тому моменту довольно хорошо развивался. Был один момент, который смущал преимущественно людей, связанных, так или иначе, с элитой - либо обслуживающих элиту, либо участвующих в ней где-то там на каких-то младших ролях. Момент следующий: окружение Виктора Януковича в последние годы - на тот момент это был 2012-2013 год – очень активно занималось централизацией различного рода финансовых каналов и попыткой взять их под свой контроль.
С одной стороны, есть некий экономический реальный процесс, с другой стороны, есть осознание того, что сейчас семья, как это тогда называлось на Украине… Не в нашем, в ельцинском понимании, в том, новом таком… Вообще, на Украине все слова начинают обретать новые смыслы. Об этом нужно как-нибудь отдельно поговорить. И эта семья брала под контроль огромное количество капиталов, потоков, начинали нервничать олигархи, очевидно. Поэтому, конечно, эта дата - 22 ноября – она связана с тем, что в первую очередь в 2004 году, 13 лет назад, именно в этот день начались события на майдане, то есть первый майдан начался как раз 22 ноября. Тот майдан был направлен тогда против Януковича, за Ющенко, как мы помним. Он был собран после первого тура президентских выборов на Украине.
МАРТЫНОВ: А не после второго, там же три тура было тогда, в 2004 году?
БОНДАРЕНКО: Мне кажется, после первого.
МАРТЫНОВ: Нет-нет, после второго как раз.
БОНДАРЕНКО: После второго?
МАРТЫНОВ: Конечно. В этом как раз и был смысл, что они не признали итоги...
БОНДАРЕНКО: Да-да, точно. Уже, видите, забывать начал. И была вот такая ситуация. Это недовольство оно касалось части бизнесменов и олигархов. И олигархи, конечно, они уже начинали понимать, что нужно как-то вкладываться во что-то другое, альтернативное.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью