Авторские материалы Церковь и государство: история отношений
Персоны
Посещение президентом Владимиром Путиным Архиерейского собора является историческим событием. Об этом заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По его словам, на протяжении нескольких веков церковь подчинялась государству в той или иной степени, однако сегодня ситуация кардинально иная. Об истории взаимоотношений церкви и государства за последние столетие напомнит корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
С петровских времен и до 1917 года церковное управление было напрямую подчинено императору. Формально высшим органом церкви считался Святейший правительствующий синод, в который входили несколько самых видных епископов. Но, во-первых, их назначал сам император, а во-вторых, синод был обязан выполнять все царские распоряжения. За этим следил обер-прокурор. Ни патриарха, ни Поместного собора, ни Архиерейского собора в то время в России не было. Правда, еще до революции было принято принципиальное решение о созыве Всероссийского собора. Но помешала Первая мировая война. Поместный Собор, избравший патриарха Тихона, смог собраться только в 1917 году.
Приход к власти большевиков поставил Русскую церковь в крайне сложные условия. Атеистические власти планировали постепенную ликвидацию религий. Разгром откладывался только из-за опасения выступления в поддержку церкви широких народных масс, что было опасно для новой власти в условиях гражданской войны. Но аресты и расстрелы священнослужителей начались практически сразу же. Церковь официально была отделена от государства и школы. В 1922 году советская власть организовала кампанию по изъятию церковных ценностей. Она также сопровождалась арестами и расстрелами. Однако после этого политика государства изменилась - был взят курс на раскол православия на несколько враждующих групп. Появились так называемые обновленцы из числа контролируемых властью священнослужителей. Большевики признали обновленцев и передали им множество храмов. Патриарх Тихон был помещен под домашний арест. Параллельно чекисты требовали от патриаршей церкви уступок. Формальное признание советской власти и, главное, возможность влиять на назначение епископов и священников. После смерти Тихона церковь пошла на сотрудничество с властями.
В 1927 году появилась декларация заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия. Сам местоблюститель - митрополит Петр - был тогда в ссылке. Власти не разрешили собрать собор для выбора патриарха, хотя пошли на некоторые послабления. В 1929 году ситуация вновь изменилась. Руководство компартии приступило к физической ликвидации церкви. К концу 30-х годов на свободе оставалось только несколько епископов. В огромной стране насчитывалось менее тысячи действующих храмов. До революции их было более 50 тысяч.
Новый поворот произошел в 1939 году. В состав СССР вошли Западная Украина и Западная Белоруссия, а чуть позже - страны Прибалтики. Там были тысячи православных приходов. И Сталин использовал оставшихся епископов для управления этими территориями. После начала войны положение РПЦ вновь улучшилось. Союзники требовали от СССР прекращения гонений на религию. В 1943 году по предложению Сталина был организован собор, избравший патриархом Сергия. До конца 40-х годов открывались храмы, а священники освобождались из лагерей. После смерти Сталина новый патриарх Алексий I отслужил панихиду. И произнес знаменитые слова о вожде: "Упразднилась сила великая, нравственная, общественная".
В конце 50-х начались новые гонения. Массовое закрытие храмов. Церковь обложили налогами. На экраны тогда вышли десятки фильмов, "разоблачающих" верующих. После снятия Хрущева активная антирелигиозная пропаганда прекратилась. Но государство через Совет по делам религий и КГБ контролировало епископов и священников. Влияя на церковную политику, в том числе и на выборы патриарха. Во время перестройки этот надзор был прекращен, хотя формально Совет по делам религий действовал до ноября 1991 года.
В 1990 году умер патриарх Пимен. Государство не вмешивалось в новые выборы. Главным претендентом тогда считался митрополит Филарет (сейчас он возглавляет находящийся в расколе так называемый Киевский патриархат). Филарет имел хорошие связи с партийным руководством. По некоторым данным, перед голосованием он попытался заручиться поддержкой ЦК. Но там ему ответили: "Извините, Михаил Антонович, теперь мы вам помочь не можем. Как решит собор, так и будет". Собор же избрал патриархом не Филарета, а Алексия II.