Авторские материалы Дело Улюкаева: доводы обвинения и защиты
Персоны
10 лет строго режима - к такому сроку потребовал приговорить бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева обвинитель. В свою очередь, защита экс-чиновника и он сам попросили его оправдать за недоказанностью преступления. Сегодня в Замоскворецком суде Москвы прошли прения, на которых стороны подвели итоги всего следствия. С последним словом также выступил и сам обвиняемый. Доводы обвинения и защиты выслушал корреспондент "Вестей FM" Сергей Гололобов.
Прения по традиции начал прокурор Борис Непорожный. За час своего выступления он вспомнил всё: начиная от встречи Сечина и Улюкаева на международном форуме в Гоа, где якобы и прозвучал первый намек на взятку, и заканчивая задержанием экс-министра. Обвинитель настаивает - и доказательствами это подтверждено - что Улюкаев знал про 2 миллиона долларов, переданных ему в сумке. Про якобы находившееся там вино, по мнению прокурора, бывший чиновник вспомнил внезапно, чтобы хоть как-то оправдаться. С таким же успехом, отметил обвинитель, Улюкаев мог бы сказать, что там не алкоголь, а картофель. Тем более сумка в этом случае имела бы более правдоподобные формы, чем если бы в ней лежат бутылки.
В общем, все доводы защиты несостоятельны, а вина полностью доказана, сделал вывод прокурор. Бывшим министром двигала корысть. "Нуждался ли он в деньгах? Он не только не испытывал материальных трудностей, но и катался как сыр в масле", - заявил Непорожный. В доказательство своих слов он перечислил многочисленное имущество, на которое ныне наложен арест. Правда, прокурор вспомнил и о смягчающих обстоятельствах: пожилой возраст (61 год), дети на иждивении, ранее не привлекался. Тем не менее требование прокурора все равно оказалось жестким: 10 лет строгого режима плюс полумиллиардный штраф, лишение большинства наград и званий и 10-летний запрет на занятие госдолжностей.
После небольшого перерыва прения продолжила защита экс-чиновника. Так, по мнению адвоката Тимофея Гриднева, в полномочия Улюкаева не входило принятие решения о приватизации "Башнефти". Таким образом, экс-министр не мог повлиять на сделку, а значит - не мог требовать взятку. Гриднев также считает, что экспертиза так и не дала ответ на вопрос: знал ли Улюкаев о том, что именно находится в сумке, когда получал ее от Сечина? В общем, как вывод - обвинение во взятке не находит своего подтверждения. "Подсудимый должен быть оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления", - сказал адвокат Тимофей Гриднев.
Надо сказать, что экс-министра сегодня защищали аж 4 адвоката, и 3 из них удалось высказать свою позицию. Так, адвокат Лариса Каштанова обратила внимание на, по ее мнению, нарушения Уголовно-процессуального кодекса при осмотре места получения взятки. Все найденные доказательства при таких нарушениях не должны учитываться судом. Еще один адвокат - Дареджан Квеидзе - раскритиковал речевую экспертизу, проведенную Южным экспертным центром, и заявил о том, что расшифровка разговоров Сечина и Улюкаева не позволяет установить факт вымогательства денег у главы "Роснефти".
Затем слово взял сам Улюкаев. Он признался, что переданная ему сумка его не насторожила, и был уверен, что в сумке - вино, которое часто ему дарят. "Обвинителю я хочу пояснить, что большой вес вовсе не означает, что там обязательно деньги", - сказал Улюкаев. Отдельно он остановился на слове "объем", которое по итогам прослушки обвинение трактует как требование взятки. Экс-чиновник же настаивает, что однозначно трактовал это как фразу о приватизации "Башнефти".
Также он повторил, что в отношении него была устроена провокация, и потребовал от суда привлечь виновных в ней лиц к ответственности. Ну а себя Алексей Улюкаев опросил оправдать. Экс-министр хоть и сильно похудел, но выглядел бодрым. Еще в начале заседания он сообщил журналистам о своем хорошем настроении и заявил, что плохого у него не бывает, а "только хорошее и очень хорошее". Время своего домашнего ареста он заполняет написанием книги. Ее название, правда, не огласил, но сказал, что не будет ее продавать, а лишь будет "менять".