Авторские материалы "Колдовство" станет синонимом мошенничества
Персоны
У "магов", "колдунов", "ясновидящих" и прочих "волшебников" может добавиться еще одно, правда, не столь лестное, общее наименование - мошенники. Причем оно будет официально прописано в Уголовном кодексе. В Госдуме предлагают оказание платных "магических" услуг приравнять к мошенничеству и вымогательству. И определить для них наказание. За что "маги" и "колдуны" могут угодить в поле зрение правоохранителей, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Житель Саян, пытаясь вылечить сына, перевел "ясновидящим" 740 000 рублей. Безрезультатно. 25-летняя иркутянка отдала "магу" 65 000 рублей, чтобы он "наколдовал" ей кредит. Не получила. 82-летняя пенсионерка отдала последние 34 000 рублей "экстрасенсам", чтобы те нашли ее внука. Не нашли. Такими историями полны газеты, телепередачи и Сеть. По статистике, каждый третий россиянин верит во всевозможную "магию", каждый пятый прибегал к услугам "колдунов", "гадалок", "экстрасенсов". А ведь это - обман, мошенничество, пояснил в эфире нашей радиостанции член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы Сергей Вострецов, а значит все эти люди должны нести уголовную ответственность за свои деяния.
ВОСТРЕЦОВ: А какой товар они предлагают? Если это просто какой-то "хиромант" и "маг", который говорит, что он "колдун" в пятом поколении и что он вам жену вернет или мужа, или умершего ребенка... То есть они пользуются психологическим состоянием людей. Потом люди остаются с кредитами, с долгами. Это многомиллиардный долларовый бизнес, поставленный на поток. Это катастрофа для цивилизованного общества XXI века.
Безусловно, "маги", "колдуны", "ведуньи" нашли лазейку как в правовом поле, так и в психологии. Люди, не желающие идти к врачам или юристам, обращаются к псевдоволшебникам. А те играют на человеческих слабостях, страхах и безграмотности, говорит психолог и психотерапевт, один из разработчиков отечественной манипуляционной психологии и психотерапии, нанопсихологии, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.
ГАРИФУЛЛИН: Есть проблема, есть страдания, есть безысходность, и из-за этой безысходности человек может пойти на что угодно (например, при онкологии). И это страшно. Манипулировать человеком, находящимся в состоянии безысходности, конечно же, легче.
Безусловно, помочь человеку в сложной ситуации может не только врач. Это может сделать родственник, священник, подруга, педагог. Они абсолютно бесплатно выслушают, дадут совет, настроят на позитив, а врачи уже на этом фоне начнут лечение. А "маги" и "колдуны" делают то же самое, только за деньги. Причем для того, чтоб сумма была посолиднее, проводят некие обряды и обещают с три короба, злоупотребляя доверием человека, поясняет Рамиль Гарифуллин.
ГАРИФУЛЛИН: Криминал начинается тогда, когда данный "профессионал" оценивает свой труд неадекватно в силу того, что он имеет завышенные представления о том, что он делает. Пользуется безграмотностью людей и на этом основании манипулирует ими, заранее порой зная, что эффекта не будет. И выдумывают вот эти разные цифры с большими нулями.
Убедиться в этом несложно: я позвонила по объявлению об оказании "магических услуг" и спросила: "Могу ли я рассчитывать на помощь, если болезнь уже давно безуспешно лечат врачи?". Вот что мне ответила, как значилось в Интернете, "ведьма, экстрасенс, ясновидящая, маг, гадалка, эзотерик, психолог, мать ребенка-целителя-индиго" Татьяна Московская:
МОСКОВСКАЯ: Любая болезнь, от порчи могу "почистить". Лечение быстрее пойдет.
КОРР.: А вдруг вы поймете, что у меня нет порчи?
МОСКОВСКАЯ: Надо "продиагностировать". Я по телефону гадаю. Скидываете свою фотографию, имя, фамилию, отчество, дату рождения на WhatsApp. Если только на порчу просмотреть - то 1000 рублей. "Расширенное" гадание, крутое, то я еще посмотрю, что у вас там по работе, по любви, по семье. Это у меня стоит 2 000.
Разговор в этом духе продолжался довольно долго. Мне обещали решить все проблемы после перевода денег. Личной встречи, говорила Татьяна, меня удостоят, но не сразу. Благостная тональность в разговоре сменилась на раздражение, как только я осторожно поинтересовалась:
КОРР.: А вот говорят, что могут запретить "экстрасенсов".
МОСКОВСКАЯ: Вы какую-то ерунду говорите!
КОРР.: То есть такого не может быть?
МОСКОВСКАЯ: У вас такие вопросы... Вы откуда-то звоните, что ли?
КОРР.: Я просто интересуюсь.
МОСКОВСКАЯ: Что-то не тем вы интересуетесь. Потому что нормальные люди, когда звонят, их не волнуют такие вопросы. Сначала оплачивайте, потом, как оплатите, звоните с нормального телефона. Я вам скину эсэмэской, как оплатить.
"Колдунья" разоблачила меня и вычислила подвох. Это ли не доказательство ее "экстрасенсорных способностей"? Нет, говорит Рамиль Гарифуллин. Это просто опыт.
ГАРИФУЛЛИН: Вы выпали из той статистики звонков, которые ей обычно идут. Вы оказались оригинальной и вышли на уровень некой объективности. Причем в такой косвенной форме. Это обыкновенная интуиция. Она не имеет отношения к "экстрасенсорному восприятию".
Массовость и степень доверия, с которыми к таким "гадалкам" обращаются люди, говорят об одном: у "магов" пока нет доступной альтернативы - психологической помощи. И этот пробел, по мнению авторов законопроекта, также предстоит заполнить.