От трёх до пяти Теория взаимосвязи: почему менялся мир
Персоны
Гость - археолог Ирина Аржанцева.
Ведущие - Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
АРЖАНЦЕВА: Из того, что сейчас интересует меня, очень, так сказать, (я не люблю этого слова) брендовое, но сейчас одна из модных тематик – это развитие… То, что называется network archaeology. Это установление связей между памятниками, то, что раньше, может быть, в вульгарной форме можно было называть миграционной теорией, то есть теорией миграции. Сейчас это более уже развито и называется это теорией взаимосвязанности разных культур, памятников. Вот она мне глубоко интересна, симпатична.
КОРНЕЕВСКИЙ: А если в двух словах, в чём она заключается?
АРЖАНЦЕВА: В двух словах не получится.
САТАНОВСКИЙ: На примере Пор-Бажина хотя бы.
АРЖАНЦЕВА: О! На примере Пор-Бажина, кстати, там очень сложно проследить…
САТАНОВСКИЙ: Я же знаю, о чём говорю.
АРЖАНЦЕВА: Нет-нет, это не так уже интересно. Он - памятник экзотический, но из некоторых теорий, и не то, что теорий, хотя он тоже включён, кстати, в одну такую схему network. Мне было приятно на международном каком-то конгрессе увидеть одного из…
КОРНЕЕВСКИЙ: Только расскажите, что это, в двух словах, потому что не все же знают.
АРЖАНЦЕВА: Знаете, я скажу просто примитивно, чтоб было понятно, чтоб не углубляться с какими-то…
КОРНЕЕВСКИЙ: Где это и что это такое.
АРЖАНЦЕВА: Просто связи экономические, политические и культурные очень часто объясняются… Раньше у нас объяснялись стадиальным учением – то есть вот "пятичленочка", как я вам уже говорила, может быть, вы уже забыли.
САТАНОВСКИЙ: Дошли до социализма – не дошли до социализма.
АРЖАНЦЕВА: Да-да-да. Рабовладение, феодальный строй, прочее всё это. Мы всегда сопротивлялись – советская наука – миграционистам, то есть многие европейские учёные, скажем так, середины прошлого века объясняли миграционной теорией, что все изменения в культуре происходят в результате миграции. Вот. А, грубо говоря, я сейчас очень сильно, конечно, огрубляю это и опрощаю, а вот теория network - она объясняет все изменения, многие изменения в культуре и в экономике, в политике связями. Взаимосвязанностью. Вообще, мне всегда больше…
САТАНОВСКИЙ: Торгуете или завоевываете, или что угодно.
АРЖАНЦЕВА: Да. Торгуете, завоёвываете, что угодно, может быть, у вас какие-то… Вообще, вот эта теория - она, конечно, больше связана с торговыми путями, и - как Бродский же сказал, да? – "ворюга мне милей, чем кровопийца".
САТАНОВСКИЙ: Женитесь!
АРЖАНЦЕВА: Поэтому мне всегда были интересны больше торговые связи, чем завоевания. Но, к сожалению, в истории они всегда рука об руку идут.
САТАНОВСКИЙ: Да я даже не знаю, как их разделить. Ведь и викинги были торговцы и одновременно грабители, и Чингисхан.
АРЖАНЦЕВА: Нет, разделить-то можно. Всякая торговля требует мира.
Полностью слушайте в аудиоверсии.