Формула смысла Эпоха Брежнева: "мягкий сталинизм" анти-Хрущева
Персоны
К 111-летию со дня рождения Леонида Брежнева. Что это был за период в истории СССР. Гость - историк Александр Барсенков.
Ведущие "Вестей ФМ" – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
КУЛИКОВ: Саша, доброе утро! Ну что, завтра 111-летие со дня рождения Леонида Ильича Брежнева - верного ленинца и горячо любимого.
БАРСЕНКОВ: Ты специально выбрал фигуру, потому что тебе идет.
КУЛИКОВ: На самом деле, я хотел с тобой поговорить, как с одним из ведущих специалистов по нашей советской истории, о том периоде, который называли брежневским застоем - такое клише, кстати, на котором часть своей популяризаторской кампании построил Горбачев. Он противопоставлялся брежневскому застою. Вообще, что это было и что это за фигура в нашей истории? Как на нее смотреть и как оценивать, если отбросить удачные и неудачные шутки и анекдоты, к которым я прибег только что.
БАРСЕНКОВ: Это один из самых интересных и сложных периодов в нашей истории. Я бы хотел сделать акцент на сложности, потому что он нес в себе очень много того, что было до Брежнева. С другой стороны, страну нужно было как-то ориентировать в новых условиях. И здесь Леонид Ильич попал в необычные для себя обстоятельства. Чтобы понимать то, что делала эта личность, необходимо иметь в виду три условия. Первое – это обстоятельства, в которых он попал на первый пост, позицию. Второе – это его личностные особенности и третье – это его видение того, как должно быть в стране. Если мы эти три вещи проанализируем, мы поймем очень многое, и все станет на свои места.
Прежде всего, Леонид Ильич пришел на первую позицию в государстве как анти-Хрущев. Это главное, что надо понимать, когда мы говорим о переходе к стабильности и застою. Почему? Потому что к 1964 году всех уже трясло от безумного реформаторства Никиты Сергеевича, который к чему ни прикасался – все рушилось на самом деле. И его высокая оценка некоторыми нашими публицистами не оправдана исторически с точки зрения последствий того, то он делал. И к 1964 году очень многие хотели только одного – стабильности.
КУЛИКОВ: Ну, культ Хрущева возник уже при среднем или даже позднем Горбачеве.
БАРСЕНКОВ: Культ Хрущева начал возникать при жизни Хрущева, в 1963 году, когда он объявил великое десятилетие своего правления - с 1953-1963 годы он объявил великим десятилетием, и тогда начались восхваления, награждения очередные звездами, и сняли даже фильм "Наш Никита Сергеевич". Армянское радио спрашивало: "За что Никите Сергеевичу дали фильм?" И армянское радио отвечало: "За участие в фильме "Наш Никита Сергеевич". То есть авторитет политической личности был ничтожен, а самое главное, что последствием хрущевских перемен была дискредитация понятия реформ, то есть реформа была синонимом неудачных преобразований. Поэтому - передохнуть бы от них. Это было общее настроение элиты к тому моменту, когда Леонид Ильич был избран первым секретарем ЦК компартии в 1964 году.
Полностью слушайте в аудиоверсии.