Картинка

Авторские материалы Продавцы воздуха: как обманывают на АЗС

18 декабря 2017, 16:49

Персоны

Лукавые заправки. Недолив бензина и обман покупателей на АЗС - дело настолько привычное, что большинство водителей никак не реагируют на махинации операторов, а лишь ухмыляются очередной победе над законами физики, когда видят на счетчике колонки залитый объем, который на 3-5 литров превышает паспортную вместимость бака их машины. А порой деньги приходится платить вообще за воздух. Подробнее - в материале обозревателя "Вестей FM" Сергея Артемова.

Самый простой и частый способ получения денег ни за что на заправках - округление. Водитель протягивает наличные, говорит: "Мне на 1000 такого-то бензина". В чеке пробивается 999 рублей 90 копеек. Сдачу никто, как правило, не просит: время дорого. А такими копейками до 10 000 в месяц на АЗС средней руки операторы зарабатывают.

Но основную прибыль приносит недолив. Хочется добавить - топлива, но в Интернете можно встретить ролики, где из колонки вообще свищет воздух. Это видео записано год назад в Петербурге. Человек держит пистолет с 98-м бензином прямо у цифр счетчика. Цифры крутятся, но никакой пожарной опасности нет - воспламеняться просто нечему.

БЛОГЕР: Вот так, пацаны, мы сегодня заправляемся. Пистолет нажат у нас, смотрим. Бабки тикают, курок нажат - а бензин не течет. Заправляем 98-й! Вот так вот, ребята! Заправляетесь - смотрите, что в бак течет, а не так: пистолет засунул - и поехал.

Это - крайний случай фокусов на АЗС. Обычно с каждого литра около 10% клиент платит прямо в карман операторам.

Минувшее лето. Водитель Renault Logan решил залить в Воронежской области 50 литров - полный бак. Получив чек, возмутился. Управляющая тут же начала нарезать круги вокруг здания.

ВОДИТЕЛЬ: АЗС №180. Рязанцева Анна Николаевна, управляющая, прячется от меня и не хочет пояснить, почему она залила мне 59 литров в бак объемом 50 литров.

В итоге недовольный клиент поймал женщину на выходе из туалета. Но беседы не получилось. За нее горой вступился охранник.

ОХРАННИК: Вы не имеете права сюда заходить! 

ВОДИТЕЛЬ: Это - туалет, вы не имеете права меня трогать!

УПРАВЛЯЮЩАЯ: Вызывайте контролирующие органы, и я буду с ними разбираться!

ВОДИТЕЛЬ: Вы - охранник, вы не имеете права меня трогать!

ОХРАННИК: Вы не имеете права тут стоять.

ВОДИТЕЛЬ: Здесь произошло мошенничество, это - уголовное преступление!

ОХРАННИК: На улице разбирайтесь.

ВОДИТЕЛЬ: Я не буду на улице разбираться. 

ОХРАННИК: А где вы будете разбираться? 

ВОДИТЕЛЬ: Это - уголовное преступление!

ОХРАННИК: Ну и что?

ВОДИТЕЛЬ: Это - мошенничество, я еще раз вам говорю! Вы понимаете меня?

В этой истории клиент переплатил за 18% покупки 360 рублей. Многочисленные советы водителям гласят: если вас не устраивает объем топлива из колонки, вызывайте администратора, и он должен провести контрольный долив в специальную мерную емкость, которая по ГОСТу должна быть на каждой заправке.

А вот что дальше? Принять извинения и часть денег назад, если уловка подтвердилась? Кроется ли в тех же 360 рублях весомый повод вызвать еще и полицию? Да, звонить можно, говорит гендиректор юридической компании "Глазунов и Семенов" Валерий Глазунов. Но разбирательство будет нескорым.

ГЛАЗУНОВ: Здесь необходимо будет устанавливать, был ли оператор в курсе этого, действительно ли он способствовал тому, что налилось бензина столько, а деньги он другие просит, либо причина этого - в компании: может, внутри действуют какие-то программные продукты. Либо это - случайность. Это является поводом, а расследование покажет, кто виноват в данной ситуации.

И если оператор заправки крадет деньги у клиента, то у своей компании он крадет не менее ценное - имидж. Вряд ли какому начальнику понравится, что его АЗС будут объезжать стороной только потому, что там серьезно не доливают. Зачастую обман под дулом заправочного пистолета - личная инициатива персонала, продолжает Валерий Глазунов. И с точки зрения закона это не мошенничество. 

ГЛАЗУНОВ: Если оператор без ведома своего работодателя делает это - разливает топливо своей компании мимо кассы - есть еще отдельная статья "Растрата вверенного имущества". Оператор является материально ответственным лицом за принятое топливо. Я сталкивался с такими вещами - они, как правило, происходят ночью. И, как правило, оператор делает это из личной выгоды.

Бывалые автомобилисты рекомендуют быть осторожными на мелких АЗС или у тех колонок, где топливо измеряется еще стрелочными индикаторами. Но даже у самых современных установок можно кое-что подкрутить, в чем мы убедились, позвонив в фирму, продающую новейшие отечественные колонки. После обсуждения с менеджером Игорем цены и характеристик разговор зашел о том, как еще заработать на их агрегатах.

КОРР.: Я просто к тому, что проверки бывают. Нас это не очень обрадовало бы. Все зарабатывают, как могут, сами понимаете. 

ИГОРЬ: Да, понимаю, конечно. У них идет сертификат поверки. Погрешность будет не больше 0,25%. Дальше - сами делаете, как хотите. Есть у объемомера регулировочный винт, в принципе он опломбирован. У нас под Питером некоторые сами пломбируют их, если что.

КОРР.: То есть можно и пломбу новую заказать? 

ИГОРЬ: Да.

Получается, что ГОСТ допускает прибыль сверх нормы в 0,25%. Или - 4 литра на тонну проданного можно присвоить себе. Если хочется побольше - можно крутануть винт регулировки.

Но главное - программная начинка, рассказал другой продавец, Андрей. Его бизнес - бывшие в употреблении импортные колонки. С пломбами, по его мнению, даже не стоит связываться.

АНДРЕЙ: Вам все равно нужно не там, где, как вы говорите, легко нарваться. Нужно в другом месте это все делать.

КОРР.: Да программное обеспечение, нам уже рассказали. Но, опять же, с этим проблемы возникают.

АНДРЕЙ: С этим как раз нет проблем. У нас же есть тот, кто устанавливает системы управления.

КОРР.: Я просто к тому, что компании - разные, очень сложно разобраться, что они предлагают, чтобы бизнес был успешный.

АНДРЕЙ: Я дам своего специалиста-электронщика. Он устанавливает системы управления - вы с ним все вопросы и нюансы эти обговорите.

И пока нюансы компьютерной начинки можно "обговорить", никакие суперпломбы или точнейшие мерные емкости Росстандарта водителей не спасут. Может, есть смысл уже ставить в бензобаки счетчики - по типу тех, что измеряют в квартирах расход воды. И платить на заправке за то, что реально попало в бак, а не случайным образом отобразилось на дисплее топливной колонки. 

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация