Авторские материалы Uber больше не "с краю": в ЕС компанию признали перевозчиком
Персоны
В Европе приложение Uber признали транспортным, а не технологическим сервисом: если раньше он позиционировал себя лишь в качестве посредника между водителем и пассажиром, снимая с себя всю ответственность за то, что происходит во время поездки, то теперь - по крайней мере в Европе - Uber придется соответствовать требованиям, применяемым к транспортным компаниям. Любопытно, что инициатива исходила от водителей, которые жаловались на монополизм и допуск к работе непрофессиональных таксистов. Но вместе с водителями в смене статуса Uber и его аналогов могут быть заинтересованы и пассажиры. Корреспондент "Вестей FM" Александр Санжиев разбирался в сути перемен на онлайн-рынке такси.
Смена статуса компании Uber с информационного сервиса на транспортную компании влечет серьезные юридические последствия. Так, приложение по решению Европейского суда должно стать не просто посредником между пассажиром и водителем, а полноценной транспортной компанией, которая напрямую несет ответственность за комфорт и безопасность. Поэтому Uber не получится уйти от ответственности, если пассажир получит травму, объясняет профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин.
ЛАБИН: Если Uber признан транспортной компанией, то отсюда вытекают юридические и экономические последствия, потому что это всё повышает, конечно, рентабельность, но обеспечивает надлежащий уровень безопасности.
Представители Uber заявили, что смена статуса приложения никак не скажется на его работе. Однако юристы в такой позиции видят лукавство. На их взгляд, компании грозят серьезные траты в связи с исками от потребителей в случае аварий. Поэтому убытки могут вызвать подорожание проезда для всех пассажиров, говорит юрист-международник Роман Терёхин.
ТЕРЁХИН: Конечно же, Uber гораздо комфортнее быть информационной компанией, которая просто обеспечивает стыковку клиента и водителя. Если её признают ответственной за качество предоставленных услуг, то это, во-первых, гораздо более серьёзная юридическая работа для компании, гораздо более серьёзные вложения, а главное - гораздо выше ответственность.
Впрочем, на территории России пока все останется без изменений. По словам специалистов, решение Европейского суда Люксембурга распространяется только на 28 стран Евросоюза и не может быть обязательным для приложения Uber на территории России, объясняет юрист-международник Роман Терёхин.
ТЕРЁХИН: Юрисдикция суда в Люксембурге на Россию не распространяется. Это совершенно разные истории. Если российские органы власти захотят принять подобное решение, то придётся проводить отдельное постановление. Они могут попробовать использовать решение суда в Люксембурге как дополнительный аргумент, но это не является самостоятельным доказательством и уж точно не переносится на российскую юрисдикцию.
Между тем в России уже многие профессиональные водители такси ждут с нетерпением, когда Uber станет не просто агрегатором, а перевозчиком. В таком случае можно наладить добросовестную конкуренцию и очистить этот рынок от нелегальных водителей.