За кадром К. Саркисян: купили себе аквабайк, отучитесь и получите водные права

15 декабря 2017, 23:40

Автор и ведуший программы "За кадром" Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Гость программы – Карен Саркисян. Он – тренер команды МЧС "Аквабайк-спас", пятикратный чемпион России и чемпион мира по аквабайку, двукратный чемпион Европы, заслуженный тренер России. С 2009 года Карен руководит первой бесплатной профессиональной школой по аквабайку. А ещё Карен – профессиональный спасатель. Он и его команда не только занимаются спортом и побеждают на серьёзных международных соревнованиях,  но и проводят профилактические обходы акватории. С того момента, как Карен стал заниматься аквабайком, им лично и его командой было спасено более 80 человек на воде. Одним словом, в системе МЧС России наш гость со своими воспитанниками обеспечивает безопасность людей на водных объектах.

Кстати, я слышал, что одного молодого человека вы спасли прямо на вашей тренировочной базе в Строгине?

К. Саркисян: Да. Эта история интересная, потому что у нас в тот день должен был быть тренировочный процесс, а в Строгине проходил конкурс "Лучший спасатель". Это были соревнования среди спасателей, было очень много телевидения, и начальник поисково-спасательной станции позвал меня и попросил помочь в патрулировании, потому что все его спасатели были на этих соревнованиях. Стоял очень жаркий день, было много купающихся, а людей у него не хватало. Я надел на себя оборудование, а спасательное оборудование и спортивное – это две разные вещи, вышел патрулировать акваторию и увидел, что у противоположного берега один молодой парнишка что-то кричит, зовёт на помощь. Я сначала подумал, что там кто-то дерётся, потому что в воде я никого не видел, видел только, что ребёнок с берега зовёт на помощь. Но когда я подъехал поближе, то увидел только волосы тонущего человека, который уже уходил на дно. Естественно, я быстро снял жилет, потому что в нём неудобно нырять. И когда я жилет снял, то с собой взял нож из жилета на случай, если запутаюсь в своей верёвке. Я не знал, что этот человек в воде запутался в сетях. Я прыгнул и сам запутался в этих сетях. Слава богу, что у меня с собой был нож. Я вначале мальчика потащил, он был уже без сознания, но мы его откачали. Я себе гидрокостюм повредил и ногу сильно поранил, когда сеть резал, потому что невозможно под водой резать её по одной ниточке. Поэтому, если кто-то точно так же попадёт в сеть, он должен знать, что надо сразу захватить пучок сетки вместе с гидрокостюмом, штанами. И нож нужно не в сетку погружать, а именно в штаны, при этом пусть даже вы немного поранитесь. Тогда вы одним таким захватом можете большую траекторию взмаха ножа обеспечить. Потом руку отпускаете, и у вас появляется как бы большее пространство. Потому что если просто резать по одной ниточке каждую ячейку, то на это у вас воздуха не хватит.

И здесь самое главное – не паниковать. Всегда есть какой-то выход, всегда есть шанс. А паника – это на 80 процентов причина возможной трагедии. Всегда у вас должны быть холодная голова и горячее тело. А если будет горячая голова, а тело холодное, ни к чему хорошему это не приведёт.

И когда я парня потащил на плот, у меня уже воздуха не хватало. Я еле зацепился за свою лодку, а у меня на ногах грузила, сети, рыба. Реально у меня сил уже не было, и я взял рацию и по рации вызвал коллег себе на помощь.

Чтобы вас с парнем вытащили?

К. Саркисян: Нет, я парня полностью вытолкнул на плот, а сам просто зацепился и ждал помощи. Естественно, коллеги спасатели подлетели очень быстро.

Ваша команда, вы все вместе спасли больше 80 человек. Какие-то слова благодарности были? Может быть, они как-то общаются с вами? Или это как-то забывается, так как жизнь есть жизнь?

К. Саркисян: К сожалению, общаются они очень редко. Из 10 спасённых один-два человека, которые постоянно поддерживают контакт. В моём списке человек 15 таких, которые мне уже как родные люди. И я для них тоже. Мне очень приятно, что они не забывают меня ни в один праздник. Это мой день рождения, Новый год, 23 февраля. Они для меня как родные и близкие, как братья и сёстры. Как родственники они уже мне пишут. Я всегда первые поздравления получаю от людей, которым я жизнь спас. И это для меня очень дорогого стоит. Но есть люди, которые забывают и уходят из моей жизни.

Когда я спасаю человека, для меня эта галочка означает то, что я кому-то подарил жизнь. Делаю я это не ради наград, не ради получения "спасибо" от людей, не ради их благодарности. Благодарность для меня – это осознание того, что я свою работу сделал правильно и люди остались живыми. Вот это самое главное.

Самая большая награда – это то, что вы спасли человеческую жизнь. Я слышал, что на соревнованиях вы ещё выступаете и маршалом?

К. Саркисян: На российских соревнованиях я являюсь старшим маршалом. Маршалами называют на спортивных мероприятиях спасателей на водном мотоцикле, которые отвечают за безопасность в воде. Трасса ведь гоночная.

Вы – тот человек, который наблюдает, следит за правилами?

К. Саркисян: Нет. За правилами наблюдают судьи с берега, а я постоянно нахожусь в эпицентре событий, в середине, на воде на аквабайке. Ребята в результате столкновений и падения с водного мотоцикла ещё не успевают коснуться воды, я уже рядом и их достаю. И мне очень приятно, когда на соревнованиях, любых соревнованиях, даже не по аквабайку, но и по "Формуле 1", во всём, что на воде происходит, если я появляюсь на каком-то берегу, на лицах всех спортсменов сразу видна радость. Они мне часто говорят, что вот теперь они могут выступать спокойно. Когда я нахожусь на воде, они не боятся ничего. И это очень приятно.

В России многие увлекаются аквабайком?

К. Саркисян: Да. Росту увлечения аквабайком ничего не мешает. Всё так же, как на асфальте. Лет десять назад были пробки, но их можно было по дворам объехать. А сейчас в центр лучше вообще не въезжать. То же самое происходит и на воде. Если раньше было очень мало аквабайков, то сейчас практически у каждого третьего он есть. Если у человека есть машина, то у него обычно есть и снегоход, и аквабайк. Ещё я работаю в ГИМСе МЧС госинспектором, и даже по количеству регистраций видно, что с каждым годом количество аквабайков растёт на 15-20 процентов.

А нужны какие-то разрешительные документы на управление аквабайком?

К. Саркисян: Естественно, нужны. Но это не разрешительные документы, а водные права. Притом это не просто обычные водные права, в них тоже есть категории: по метражу, маломерное ли это судно, не маломерное, с подвесным мотором, без подвесного мотора. Точно так же, как автолюбитель идёт сначала в автошколу и потом, а потом в ГИБДД получает права, всё происходит и на воде. Есть школа, после школы человек идёт в ГИМС, где сдаёт теорию и практику. Вот я принимаю экзамен по практике. И очень тяжело его мне сдать. Все люди везде меня любят, а здесь, наоборот. Те, у кого я принимаю практику, меня ненавидят, потому что я очень дотошный. Кто-то мне может и с десятого раза сдать, но зато я спокоен. Если кто-то у меня получил права, он никого не переедет, и мне не придётся спасать кого-то.

Дайте несколько советов тем, кто занимается аквабайком. Представьте небольшой мастер-класс от Карена Саркисяна. Например, по управлению и технике безопасности. Человеку, который садится за аквабайк как любитель, что вы можете сказать?

К. Саркисян: Что касается управления, всем, кто меня сейчас слушает, рекомендую пойти в школу, потому что по радио давать советы, как управлять аквабайком, не получится. Я всегда повторяю детям, спасателям, спортсменам, обычным любителям, у которых я практику принимаю, что девиз моей команды такой: лучше не доехать 50 м в воде, чем переехать 5 см. Эти 5 см могут оказаться человеком, бетонным причалом, любым другим препятствием. Поэтому учитесь управлять, помня девиз нашей школы.

Ещё такой вопрос. Человек поехал отдыхать на море в южные края. Там много всяких разных станций, где дают аквабайки на прокат. И каждому инструктор там очень коротко объясняет: садишься сюда, на человека надевают спасательный жилет, и всё.

К. Саркисян: Сразу скажу, что это не законно. Когда люди, которые занимаются прокатом, получают лицензию на право занятия этим видом бизнеса, в ней чётко написано, что людей, не имеющие водных прав на управление аквабайком, они не имеют права пускать за руль. Те, у кого нет водных прав, должны сидеть вторым номером, а за рулём должен сидеть человек, который имеет водные права. К сожалению, жизнь у нас вот такая. Потому что, если у человека есть водные права и есть водный мотоцикл, он не берёт водные мотоциклы в прокат. А если он приехал на море с женой или ещё с кем-то, он обычно идёт на прокатную станцию, платит определённую сумму, с ним проводится короткий инструктаж, он надевает жилет и катается себе на аквабайке. Жилет – это его безопасность. А те люди, которые рискуют и отдают водный мотоцикл лицам без водных прав, не думают о тех людях, которые плавают в воде без жилетов и которых может переехать их клиент, взявший напрокат водный мотоцикл.

По крайней мере, со стороны, когда сидишь на берегу моря и смотришь, как люди на аквабайках рассекают, кажется, что всё очень легко, красиво: сел на аквабайк, дал по газам и помчался вперёд.

К. Саркисян: Поймите, всё это кажется таким лёгким до первого происшествия. Лучше научиться профессионально ездить на аквабайке и лишний раз не рисковать. Это на самом деле очень опасно. Если бы беда приходила каждую секунду, никто бы в беду не попал. Беда приходит один раз и именно в тот момент, когда ты её совсем не ждёшь. Поэтому иной раз лучше научиться чему-то профессионально.

И ещё совет такой. Если вы находитесь на море с женой, с ребёнком, не рискуйте сами кататься на аквабайке. Но вы спокойно можете получить удовольствие от езды на водном мотоцикле, но пусть за его рулём будет профессионал. Он вас прокатит, вывезет в открытое море, и там катайтесь. Потому что это очень рискованно. Несчастья происходят неожиданно.

У водного мотоцикла есть трос газа, туда что-то может попасть. Обычно люди разбиваются, когда у них водный мотоцикл начинает быстро ехать. Они теряются, не отпускают ручку газа, а там есть ещё чека, когда надо её надо выключить. Все эти тонкости, когда прокатчики отдают аквабайк, они людям не объясняют. К сожалению, у нас каждый год очень много происшествий случается именно из-за неумения ездить. Если вы купили дорогой водный мотоцикл, маломерное судно или яхту, ну, уделите месяц времени учёбе! Учитесь, получайте документы, а потом наслаждайтесь жизнью. Это же безопасность ваша, вашей семьи и тех, кого вы катаете.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Татьяна Бондаренко.

Полностью программу слушайте в аудиофайле.

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация