Картинка

Авторские материалы Большой брат как ангел-хранитель

17 января 2018, 15:00

Персоны

За "умными" автомобилями следит Большой брат. По сообщениям западной прессы, машины, подключенные к Интернету, осуществляют слежку за водителями и пассажирами. Как утверждают эксперты, сведения собираются с десятков миллионов автомобилей по всему миру. Затем эти данные обрабатывают производители и могут продавать, например, маркетинговым и страховым компаниям. О вторжении в частную жизнь автомобилиста - корреспондент "Вестей FM" Сергей Гололобов.

"Умный" автомобиль - тот, который подключен ко Всемирной паутине посредством простой SIM-карты (точнее, сотового модема) и спутниковой навигации. По-научному это называется "телематикой". Основная ее задача - отслеживать местоположение машины. В том числе ваши парковки возле любимых кафе и магазинов. Что уже интересно маркетологам. Но, оказывается, геолокация - не единственное, что передает "симка". Собственно, почти вся информация, которая содержится в бортовом компьютере, может отправляться на централизованные серверы, поясняет ведущий эксперт по технологиям ГЛОНАСС Таймур Двидар.

ДВИДАР: То есть автомобиль знает, куда мы едем. Есть некоторые автомобили, которые проверяют на наличие алкоголя  в дыхании водителя. Всё что угодно можно собрать с человека - пульс, зрение, поведенческие характеристики. Всё это агрегируется или собирается на серверах, которые называются big data. Тот самый Большой брат.

Как big data может отследить, например, движение ваших глаз? Просто. В некоторых современных автомобилях есть устройство - антисон. Камера, смотрящая вам в глаза. Если вы их надолго закрыли, а машину еще и повело на другую полосу, сразу - звуковой импульс заснувшему водителю, но и плюс к этому - сигнал в центральный компьютер. А он, как мы знаем, телематически связан с внешним миром, и в итоге тот, кому нужно, узнает о ваших опасных привычках кемарить за рулем. 

То же самое - бортовой алкотестер. То же самое - через бортовую магнитолу - ваши музыкальные предпочтения. И даже если вы по своему мобильнику заказали еду, то и ваши кулинарные пристрастия тоже станут известны, отмечает исполнительный директор "Лаборатории умного вождения" Михаил Анохин.

АНОХИН: Сейчас автопроизводители заинтересованы в сборе данных по автомобилям. Это абсолютно точно. Вопрос в том, что они делают, как правило, с разрешения пользователей, предупреждая их об этом, уведомляя. Конечно, это не на всех автомобилях, сейчас это больше пилотные проекты в мире. Потихонечку какие-то лидеры подключаются, но, как правило, они насыщают эти программы, продукты сервисами, чтобы клиент был сам вовлечен в этот процесс и хотел делиться этими данными. То есть не просто собирают, а создают различные продукты на их основе.  

Ваше согласие собирать с вас информацию обычно прописывается в договоре купли-продажи автомобиля. Но часто - мелкой строкой, где-то в середине документа. Далеко не все на этом способны акцентировать внимание. А с другой стороны, вот эта связь с big data в недалеком будущем действительно выльется в пользу для автомобилиста. Например, сможет предотвращать форс-мажор, уверен Таймур Двидар.

ДВИДАР: Не будем забывать про те события, которые были в Европе. Да, с наездом на людей, с пересечением туристических зон. Принудительно двигатель будет блокироваться при въезде в запретные зоны. А когда я говорю об "умном" городе, это значит, едешь ты, разрешено у тебя 40 на карте, которую читает автомобиль, и вот как бы ты ни хотел, на гашетку ни жал, больше 40 ты не выжмешь. Вот поэтому мы привыкаем жить по каким-то новым правилам. Они комфортны и безопасны в итоге.

Сейчас информацию об автомобиле собирают прежде всего их производители. Чтобы лучше понимать, как ведет себя машина при обыденной эксплуатации. Но в принципе автоконцерны могут продавать некоторую часть данных страховщикам и маркетологам. Хакерам и спецслужбам автомобильная телематика не очень интересна. Есть более простые способы получить о вас информацию, констатирует Михаил Анохин.

АНОХИН: Намного опаснее для людей "трояны" на телефоне, чем автомобильная телематика.  Потому что автоконцерны же много думают, как всё это обезопасить, защитить, зашифровать. Они очень озабочены безопасностью всех этих телематических сервисов.

Обязательная установка ГЛОНАСС на российские новые машины, кстати, не приведёт к утечке бортовой информации. Там единственный сигнал о местоположении идет только во время ДТП, говорит генеральный конструктор, директор по эксплуатации системы "ЭРА-ГЛОНАСС" Михаил Кораблев.

КОРАБЛЁВ: Если вы не нажимаете на кнопку, то терминал находится в "спящем режиме". Пока терминал находится в "спящем режиме", невозможно ни удаленное прослушивание автомобиля, ни определение местоположения. Дело в том, что система "ЭРА-ГЛОНАСС" существует и с точки зрения мировых систем безопасности, и мы обязаны ориентироваться в том числе и на их стандарты. А мировые стандарты свидетельствуют о том, что это должна быть конфиденциальная информация. Передача информации при движении невозможна.

А вот с дорогими иномарками - сложнее. Чем автомобиль "навороченнее", тем больше данных о нем самом и водителе можно отправить вовне. Автомобилисты это понимают, и на западных форумах даже хвалятся, что ездят на 20-летних колымагах, конечно же, не подключенных к Интернету, и всё у них хорошо. Но тут уже каждый должен выбирать для себя между прогрессом, комфортом и страхом Большого брата.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация