Картинка

Завтра в мире Россия на олимпиаде роботов

22 ноября 2017, 19:45

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

В 2017 году сборная России по робототехнике собрала огромное количество призовых медалей, по большей части золотых, на Международной олимпиаде в Коста-Рике. Сегодня у нас встреча с победителями, с нашими чемпионами. Мы говорим с ними о том, как же это получилось? И кто в олимпиаде принимал участие?

Гости в студии – люди, которые собирают роботов. Они представляют одну из российских команд по робототехнике – "Лигу роботов – Бином". Это тренер Валерий Рассомахин, капитан команды Павел Торопов и генеральный партнёр "Лиги роботов" Павел Баскир.

Интервью записала журналист Софья Еркушова.

Что в Коста-Рике происходило? Что это за Всемирная робототехническая олимпиада? И как правильно собрать людей в команду?

В. Рассомахин: На самом деле я в первый раз выступаю в качестве тренера команды. До этого я был участником олимпиады, но по возрасту я уже не могу принимать участие в олимпиаде как участник.

А какие есть ограничения по возрасту?

В. Рассомахин: Ограничение по возрасту – 19 лет. Вообще члены нашей команды впервые выступали совместно. Раньше мы все были конкурентами друг друга, но теперь случилась некая коллаборация людей, и таким образом в команде собрались, я считаю, лучшие среди российских робототехников и, как показала практика, лучшие среди всех в мире.

Поясню для слушателей, что значит: раньше люди были в других командах. Дело в том, что робототехнические олимпиады проходят не по тем правилам, что спортивные олимпиады. И такого понятия, как команда страны, на них не существует. Есть понятие команда из страны.

Из России было несколько команд?

В. Рассомахин: Всё верно. Из России было порядка 18 команд, и восемь из них заняли призовые места.

А вы стали победителями?

В. Рассомахин: Да, мы стали победителями в одной из самых сложных категорий – в старшей возрастной группе.

Поговорим теперь с капитаном команды Павлом Тороповым. Каким образом вам удалось победит всех соперников? И вообще, в чём суть этой олимпиады? Что нужно было делать?

П. Торопов: Нам нужно было собрать условные генераторы, то есть, ветряные мельницы из четырёх элементов. Робот должен был сделать это автономно. То есть, он должен был работать автономно без какого-либо управления во время попытки. Мы пишем программу, а робот с помощью датчиков и всего остального сам определяет, как ему действовать.

Это нужно сделать за какой-то определённый промежуток времени или больше смотрят на качество работы?

П. Торопов: Смотрят и на качество, и на время. Надо уложиться в 2 минуты.

Собрать робота за две минуты?

П. Торопов: Нет-нет. Чтобы робот выполнил задачу за 2 минуты на поле.

А какая была задача у "ветряной мельницы"?

П. Торопов: Это условные "ветряные мельницы". Их надо было просто собрать – 3 штуки из разных элементов разного формата.

А задача какая была?

В. Рассомахин: Найти на поле элементы, которые разной геометрической формы, разного предназначения, да ещё и разных цветов. То есть, робот должен был со старта выехать и умудриться определить размеры элементов, их цвет и их предназначение. В итоге он собирал из четырёх компонентов три вида так называемой "условной ветряной мельницы", а потом возвращался на старт. Таким образом задача считалась решённой.

То есть, условно вы собирали робота – такого маленького строителя, который бы понимал, каким образом собрать ветряную мельницу? Или нет?

В. Рассомахин: Сложно сказать, что он – маленький строитель на самом деле. Это как модель на колёсах, которая перемещалась, то есть мы её перемещали. Она абсолютно автономная. Если брать совсем условно, то можно сказать, что строительная.

Павел, а вы что думаете?

П. Торопов: Думаю, что коллеги правильно сказали. Это имитация взрослой жизни, жизни, которая будет через 5-10 лет. Но на самом деле какие-то вещи в реальной жизни уже используются. Это робот, который заменяет людей на разных операциях. Соответственно, здесь была придумана какая-то искусственная ситуация, когда надо было найти запчасти или детали, из которых собрать нечто единое целое. И робот самостоятельно искал их по полю, сам определял, для чего они нужны, и собирал. Понятное дело, что это как бы имитация, но все алгоритмы, которые используются ребятами, и датчики, которые используются в роботах, по сути, имеют аналоги во взрослом мире. Те роботы, которые ребята показали, вполне для этого применимы.

Вы сказали, что через 5-10 лет это будет повсюду, наверное. А какая цель у этой олимпиады, кроме как собрать людей, которые умеют делать умных роботов? Есть какая-то социальная роль у олимпиады?

В. Рассомахин: Я считаю, что таким образом происходит популяризация робототехники в массах. Раньше, года три назад, образовательная робототехника не занимала такую нишу ("LEGO" как бы уже давно выпускает продукцию "LEGO Educatio"), но сейчас она становится всё более популярной среди молодёжи, и тем самым "Лига роботов" предоставляет возможность детям обучаться конструированию и программированию роботов.

Вы сказали "Лига роботов"... Наверное, Павел Баскир расскажет, как вообще создаются команды из детей, подростков, студентов, которые способны на международных соревнованиях что-то выиграть?

П. Баскир: Лучше об этом коллеги расскажут. А я расскажу, как это начинается в жизни. Действительно, олимпиада призвана заниматься популяризацией образовательной робототехники. Это некая такая возможность для некоторых детей. Олимпиадное движение может стать важной целью. Соревнования и конкурсы стимулируют и мотивируют и родителей, и детей принять в них участие. Но понятно, что под этим находится большая пирамида из детишек, которые обучаются образовательной робототехнике. Возможно, они также дальше будут участвовать с соревновательном направлении робототехники, а возможно, не будут участвовать. Но в любом случае они получают большой пласт полезных знаний и навыков, обладание которыми с каждым днём становится важнее и важнее.

Условно, это кружок, где собираются дети и подростки, которые интересуются робототехникой?

П. Баскир: Примерно так. У нас детишки учатся с 5 лет, и на протяжении всей школьной жизни ступенька за ступенькой изучают различные законы физики, математики, программирования, много чего ещё. Потому что робот, хотя и работает автономно, существует в некой физической среде, где должен делать определённые задания. Он должен понимать цвет, расстояние, откуда звук идёт и т.п. Роботы для образования – это в большей степени не цель, а достаточно интересное интерактивное средство, увлекательное и модное. Роботы детей привлекают. На самом деле это очень хороший образовательный инструмент, которые даёт в комплексе большой объём различных дисциплин, что помогает детям привить любовь к учёбе в школе, потому что они школьные знания применяют на практике или видят, как они применяются. А в целом, конечно, выращивается новое инженерное поколение ребят, которые смогут двигать научно-технический прогресс вперёд. Необязательно в роли робототехников, возможно в каких-то смежных специальностях.

Каким образом собирается команда? Павел, вы всё-таки капитан команды. Откуда вы берёте людей и как распределяются роли?

П. Торопов: У нас в секцию ходят разные дети, среди низ ищутся, конечно, лучшие. Плюс видно, кто и как проявляет какие-то свои навыки. Кто-то лучше в конструировании себя проявляет, кто-то в программировании, кто-то может быть лидером. Это всё видно.

Валерий, из каких людей состоит команда? И почему в команде не может быть одного человека, а обязательно должно быть два или три?

В. Рассомахин: Потому что в любом случае, даже морально, проще выступать вдвоём или втроём. Плюс всем идёт делегирование полномочий. Основная деятельность кого-то – это конструирование, у другого – программирование, а у третьего, возможно, есть лидерские качества. То есть, он выступает в качестве мотиватора и принимает решение. Его задача – быстро принимать решения и, возможно, где-то рискнуть. Как мы это сделали на прошедшей олимпиаде по робототехнике. Ребята приняли решение рискнуть.

А в чём рискнуть?

П. Рассомахин: В начале каждого соревновательного дня даётся дополнительное задание. И случилось так, что в первой попытке из двух наш робот не проехал на максимум. Перед нами стоял выбор: либо запустить программу, которая не выполняет задание, но робот бы на 100 процентов проехал, либо запустить программу, которая выполняла это дополнительное задание, но существовал риск того, что робот собьётся. Мы приняли решение действовать по второму варианту, и риск оправдал наши ожидания.

Полностью беседу с гостями программы слушайте в аудиофайле.

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация