Интервью Нефтяная индустрия - отрасль с рисками
Персоны
В четверг в 15.30 на магистральном нефтепроводе Куйбышев-Тихорецк около села Красноармейское Энгельсского района Саратовской области произошел выход нефти. Причины аварии выясняются, пишут РИА "Новости".
Гость - гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов.
Ведущий - Владимир Аверин.
АВЕРИН: В каком состоянии находится трубопроводный транспорт на территории Российской Федерации? Потому что мы с вами неоднократно говорили, обсуждая Украину, насколько это важная проблема, и хотя бы какие-то слова о том, кто у нас отвечает за состояние этих трубопроводов, как часто они ремонтируются? Насколько соблюдаются какие-то нормативные сроки? Об этом наверняка вы, как гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, знаете, Константин Васильевич!
СИМОНОВ: Знаем. Это не является особым секретом. Давайте попробуем разобраться с этим вопросом.
Прежде всего, у нас нефтепроводы входят в состав государственной компании "Транснефть", которая является монополией по трубопроводным поставкам нефти и нефтепродуктов. Поэтому все нефтепроводы и продуктопроводы являются частью компании "Транснефть". Так же, как, скажем, у нас магистральные газопроводы являются частью государственной компании "Газпром". Просто напомню, что в свое время газовая промышленность и нефтяная промышленность пошли по разным путям: нефтяная промышленность пошла по пути разделения по принципам деятельности, поэтому у нас выделили в трубу, а газовая промышленность, по той причине, что нефтяная индустрия у нас традиционно работает на экспорт, а газовая промышленность, вопреки общему впечатлению, что мы газ поставляем за рубеж, на самом деле, работает, прежде всего, на внутренний рынок, и основные потребители - здесь. Собственно, поэтому было принято решение сохранить газовый комплекс как единую индустрию, и до сих пор это решение действует, несмотря на все попытки приступить к реструктуризации.
Таким образом, у нас в газовой индустрии трубы являются частью магистральной компании "Газпром". А в нефтяной индустрии – отдельная компания, которая ими и занимается, и управляет.
Понятно, что все такого рода аварии вызывают достаточно серьезные эмоции, возникают такие же вопросы, как у вас - насколько состояние труб адекватно? Просто надо понимать, конечно, что нефтяная индустрия является, безусловно, отраслью с определенными технологическими рисками.
Если вы вспомните, мы вряд ли можем сказать, что все-таки аварии на нефтепроводах являются постоянно сопровождающими деятельность компании "Транснефть".
АВЕРИН: Нет, ни в коем случае! Это - исключительные события!
СИМОНОВ: В этом плане такого рода вещи возможны, но, в целом, я хочу сказать, что у компании "Транснефть", на самом деле, хозяйство беспокойное. Это связано не только с большим количеством нефтепроводов – все-таки у нас, понимаете, нефтепроводы тянутся по всей территории страны от севера до востока, причем после строительства ВСТО - в прямом смысле до Тихого океана, от Балтийского моря до Тихого океана – довольно большое хозяйство. Там существуют проблемы не только технического свойства - там существуют проблемы, например, воровства нефтепродуктов из трубы! То есть в этом плане "Транснефть" – это не просто компания, которая занимается прокачкой. Она должна обеспечить и безопасность, естественно, обновление трубопроводов самих. Компания этим занимается, в принципе.
И, к сожалению, в такой сложной технологической отрасли такого рода эксцессы возможны. Там и Волга рядом текла – могли бы быть, конечно, экологические определенные последствия. Но пока, к счастью, сам пожар довольно быстро, на мой взгляд, локализован. Попадания нефти в Волгу нет. В том числе зима помогла со льдом.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью