Завтра в мире День науки

7 февраля 2018, 19:30

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Тема: "8 февраля отмечается День науки. Каковы новые формы популяризации науки".

Гость в студии – руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы "Роснано" Сергей Филиппов.

С вами мы встречаемся по поводу, потому что 8 февраля всё прогрессивное человечество отмечает День науки. О важности науки говорить не приходится, поэтому мы поговорим о важности популяризации науки. Мы, собственно, тоже в этом же ключе вещаем уже более десяти лет, но, когда мы начинали программу "Завтра в мире", было невероятно сложно найти гостей, определить темы, которые интересовали бы широкую аудиторию "Радио России". Но мы понимали, что это нужно, это интересно и нужно показывать людей. Сегодня я с удовольствием замечаю, что сейчас досуговыми мероприятиями становятся встречи учёных. Они становятся буквально поп-звёздами в хорошем смысле этого слова. И это очень здорово.

Что делаете сейчас вы для популяризации науки? Какие у вас планы? Какое у вас видение на этот счёт?

С. Филиппов: Знаете, мы прошли, наверное, ровно такой же путь. Когда мы начинали и рассказывали о нанотехнологиях, как важны материалы с программируемыми свойствами и как они изменят наш окружающий мир, сделав его очень комфортным, нас или не слушали, или смеялись, или как-то скептически к этому относились. Сегодня мы видим, что людям это действительно интересно. Это появилось вокруг них. Мы видим, что науку в буквальном смысле прикормили, потому что, если посмотреть в "Яндексе" ролик "Наука на свадьбе", то можно увидеть, что шоу каких-нибудь сумасшедших профессоров пользуется большой популярностью.

Что же произошло? Почему так общество вдруг резко обернулось к науке и что-то хочет рассмотреть в ней? С моей точки зрения, ответ достаточно прост. Он в том, что в условиях быстро меняющейся жизни нет ничего более надёжного, чем наука. И поэтому люди обращаются к учёным: что происходит в их лабораториях, что они думают, как они видят завтрашний день? И это именно запрос общества: расскажите, что вы делаете, что будет? Мы используем разные форматы, чтобы выходить к разным аудиториям и рассказывать наше видение. Но, в общем, самое интересное за последние 3-5 лет – это рост научно-популярных проектов.

Да уж. Даже на канале "Культура" появился научный (кстати, не первый, но единственный в своём роде) проект "Научный стенд-ап".

С. Филиппов: Да, совершенно верно. На телеканале "Культура" появился "Научный стенд-ап", который вырос из движения Science Slam. Движению сайенс слэмов уже более пяти лет в России, а так ему примерно 10 лет. Мы как Фонд инфраструктурных и образовательных программ поддерживаем его три года по разным регионам. Сначала мы начали с университетов, потом вышли на городские площадки, сейчас – на телевидение. Опять же это запрос общества. Люди хотят увидеть, кто эти молодые люди, которые свою жизнь тратят на то, чтобы разобраться в материи, разобраться в мире, который нас окружает, и сделать следующие шаги. Мы хотим понять, что происходит. И только наука может ответить на эти вопросы.

Ну и очень интересно смотреть на этих молодых людей, потому что они симпатичные и продвинутые. Они хорошо выглядят, хорошо говорят. Это не какие-то оторванные от реального мира люди, которые живут только наукой и их больше ничего не интересует. Нет, это люди, и у них есть компетенции, которые сейчас интересуют многих.

С. Филиппов: Совершенно верно. Но, конечно же, в связи с тем, что наука везде стала очень тесно связана с производством через стартапы, технопарки, через многие другие инструменты, у современного преподавателя, профессора на Западе источник дохода – это не только чтение лекций, но и у него есть свои бизнесы, есть работа, связанная с консалтингом по предприятиям. То есть, наука фактически сегодня находится на переднем крае развития прогресса. Как, собственно, и была, просто модели другие. И, в общем, здесь есть деньги. И что любопытно? Если посмотреть Сборник Росстата, мы видим, что за последние три года количество кандидатов наук в возрасте до 35 лет увеличилось примерно процентов на 30. Это очень серьёзно. Это значит, что молодые люди в возрасте до 35 лет могут кормить не только себя, но и свои семьи. Вот ответ на вопрос.

Это значит, что большое количество молодых людей решило серьёзно заняться наукой и поверила в неё?

С. Филиппов: Во всяком случае, они увидели инструменты и способы, каким образом они могут приземлить науку в производство, каким образом при помощи науки можно зарабатывать деньги. Ведь отчасти то падение, которое произошло в 90-е годы, было связано и с тем, что были разорваны связи между прикладной наукой и производством, откуда всегда шли деньги. Сейчас эти связи снова восстанавливаются. И снова появилась возможность через применение науки зарабатывать.

На самом деле действительно, во многих западных университетах есть специальные программы сотрудничества с крупными компаниями, и студенты выполняют вполне прикладные задачи, результаты которых потом могут просто быть выкуплены компанией. Это абсолютно нормально, и бизнес поддерживает науку. Как в России? Бизнес поддерживает науку по вашим наблюдениям?

С. Филиппов: Конечно, бизнес поддерживает науку. Достаточно прийти на фестивали науки NAUKA0+, которые проводит, например, МГУ, либо на площадку в Экспоцентре, либо в Фундаментальную библиотеку МГУ, и вы увидите там и макеты, которые представляет Объединённая авиастроительная корпорация, а авиастроение – это бизнес, и Объединённую судостроительную корпорацию, и машиностроительные компании. То есть, все мы как крупные компании, так и Фонд инфраструктурных и образовательных программ как институт развития, конечно, пытаемся выстраивать цепочки, которые вовлекают активную, яркую молодёжь в науку и в применение, показывая, что здесь для них есть ну очень широкие возможности. Если ты ярок, талантлив, если у тебя есть энергия и ты убеждён, то не ленись, учи физику, химию, биологию. Это всё очень важно.

Что мешает популяризировать науку?

С. Филиппов: Я немного с другого начну, отвечая на ваш вопрос. Для нас, как для популяризаторов, как для института развития в области популяризации, очень важно запустить проект и отойти в сторону. Потому что дальше он должен превратиться в самостоятельный коммерческий или некоммерческий проект. И здесь есть несколько моментов, которые… вдруг машина закрутилась, а потом она перестала крутиться. Основной из них, конечно, – не до конца сформирована среда, и когда молодые люди, которые приходят в проекты, они горят, они хотят этим заниматься, но они не встречают поддержки старшего поколения, не встречают поддержки администрации своих университетов, они быстро потухают. То есть, в общем-то, ещё вся среда у нас не достроена. Когда она будет достроена, тогда популяризация будет развиваться легче.

Есть какие-то примеры, где среда уже достроена? Вы смотрите, и сердце ваше радуется?

С. Филиппов: Например, научно-популярные кинофестивали. Есть такой кинофестиваль ФАНК. Он, в общем-то, создавался тоже при нашем участии. Это фестиваль научного документального кино. Прекрасно он сегодня на самоокупаемости развивается и приобретает лицензии на очень хорошие зарубежные документальные фильмы, которые затем показываются бесплатно для наших студентов. Прекрасный пример.

Хороший пример (правда, он совсем коммерческий) – это Geek Picnic ("Гик-Пикник").

Да. Причём он шагает не только по стране, он во всём мире, уже в нескольких странах побывал.

С. Филиппов: То есть, спрос есть. Появился спрос. Самое важное сейчас – попасть в интересы общества и соответствовать им. Это как раз говорит о том, что общество заинтересовалось наукой.

Интересно, российское общество заинтересовалось наукой или это общемировая тенденция?

С. Филиппов: Это общемировая тенденция. Я думаю, что мы в наших популяризаторских форматах ещё отстаём от зарубежных. Потому что достаточно посмотреть, какие шоу устраивают и "токи" (talk), и сколько на телевидении уделяется науке в той же Британии, думаю, может быть, на 3-5 лет даже по форматам мы немного отстаём.

Какие творческие планы? Что нас ждёт?

С. Филиппов: Основные творческие планы связаны, наверное, со школьной аудиторией. Мы, конечно же, хотим запустить такой проект, как Science Slam School ("Сайенс слэм скул"), рассчитанный на детей, которые, конечно же, должны ещё в школьные годы научиться рассказывать о тех проектах, над которыми они работают. Потому что, конечно же, наше будущее сейчас в школах, потому что, если мы хотим получить какой-то оригинальный продукт через 10 лет, уже сегодня школьник должен над ним думать. И его нужно пригласить к этому. Популяризация именно этим и занимается. Она говорит: смотри, как интересно, приходи и делай, у тебя всё получится.

Полностью беседу с гостем программы слушайте в аудиофайле.

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация