Авторские материалы "Призрачная нить": фильм года не для всех
В России выходит еще один фильм "оскаровской" обоймы – "Призрачная нить" Пола Томаса Андерсона, получившая шесть номинаций. Знаменитый Дэниел Дэй-Льюис сыграл здесь свою последнюю роль. Кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин посмотрел и рекомендует картину.
Наверное, для начала надо сказать, что "Призрачную нить" делали тот же сценарист и режиссер и тот же актер, что "Нефть": кому-то этой рекомендации будет достаточно. Недаром согласно какому-то из опросов "Нефть" – лучший фильм, снятый в XXI веке. Но не все же его смотрели, из смотревших – не все полюбили. Остальным придется объяснить: "Призрачная нить" – совершенно другое кино, и с "Нефтью" его объединяет не тема и не жанр, а только болезненная страсть к перфекционизму у американца Пола Томаса Андерсона, режиссера-гения, создателя таких шедевров, как "Ночи в стиле буги", "Магнолия" и "Мастер", и британца Дэниела Дэй-Льюиса – единственного актера в мире, трижды получавшего "Оскар" за главную мужскую роль. Он, кстати, сказал, что после "Призрачной нити" уходит из профессии и больше не снимается, хотя совсем еще не стар. Но снимается так редко и избирательно, что поверить нетрудно.
По жанру "Призрачная нить" – изысканный, иронический и болезненно-тщательный готический кинороман, действие которого разворачивается в Британии 1950-х. Главный герой – кутюрье Вудкок, одевающий королевские семейства, кинозвезд и знаменитостей: он модельер эпохи до появления прет-а-порте, когда каждое платье было уникальным произведением искусства. Так на себя смотрит и Вудкок: как на художника, а не ремесленника. Он живет в особняке со строгой сестрой и толпой послушных швей – один среди женщин, убежденным холостяком, с редкими подругами-увлечениями, которые быстро ему надоедают. Пока однажды не появляется официантка Альма – его модель, муза, его судьба, Галатея этого Пигмалиона.
"Призрачная нить", вдохновленная "Джейн Эйр" и "Ребеккой", – это странная история любви и взаимного влияния, борьбы за власть и покорность, которая, в то же время, рассказывает о том, как устроено творчество, как мыслит и живет художник, из чего рождается его искусство и как оно умирает. Пол Томас Андерсон два года изучал моду 1950-х, а Дэй-Льюис сам научился шить; на роли швей – и консультантов – взяли двух тетушек, историков моды и испытанных портних из музея Виктории и Алберта. Но, конечно, прикладная часть ремесла – лишь поверхностный слой этой изысканной и ироничной садомазохистической притчи, виртуозно исполненной всеми участниками творческого процесса. Среди которых, чуть ли не самый талантливый – кроме актера и режиссера – это Джонни Гринвуд, автор оригинальной музыки, гитарист группы Radiohead, давний товарищ и соавтор Андерсона, чьи чарующие мелодии в фильме не менее важны, чем сумасшедшей красоты костюмы и изумительная операторская работа.
В общем, "Призрачная нить" – явно кино не для всех, но для этих не всех оно запросто может оказаться лучшим фильмом года.