Сигналы точного времени Час с Игорем Моржаретто: не уверен – не обгоняй!
Персоны
Программу "Взлётная полоса" ведут Анна Дворецкова и Василий Белоусов.
Гость в студии – автоэксперт Игорь Моржаретто.
В начале беседы гость рассказал о своей поездке в выходные дни по маршруту Москва – Владимир – Муром – Дивеево.
• До конца этого месяца в Государственную думу будут внесены поправки законопроекта о страховании пассажиров такси. В комментариях и размышлениях пользователей Сети у всех один и тот же вопрос: как всё это будет происходить? Вызываешь такси, садишься в автомобиль, даёшь свой паспорт водителю, он вносит твои данные в какие-то документы, которые ты подписываешь?
И. Моржаретто: Конечно, ничего вносить не надо будет. Но, если честно, это сразу приведёт к подорожанию проезда. Просто в стоимость поездки будет заложена ещё некая сумма на то, если что-то случается. Хотя на самом деле, если что-то случается, у нас существуют обязательное медицинское страхование, ОСАГО, по которому тоже, кстати, все потерпевшие имеют право на возмещение. У автомобиля "такси" обязательно есть КАСКО. В общем, страховки и так в тариф поездки заложены, но они не прямого действия.
А что касается специальной страховки, у нас есть обязательная страховка для пассажиров общественного транспорта. Когда покупается билет на железную дорогу, пассажиру ещё выдаётся квиточек о страховке на время поездки. То же на самое на время перелёта, и то же самое существует в автобусных перевозках, если только, конечно, это не "левые" автобусные перевозки.
Теперь решили эту практику распространить на такси. К счастью, не часто, но случаются ДТП, в которых страдают пассажиры такси, и, соответственно, им надо деньги как-то получать на лечение. Уже при сегодняшней системе теоретически и практически можно получить деньги на лечение. Другое дело, что для этого придётся, наверное, судиться.
Если будет принято такое решение, то это распространится на все автомашины "такси", которые имеют лицензию. Водитель легального такси должен иметь лицензию, потому что без неё он никакой не таксист, а банальный бомбила, нарушающие все возможные законы.
Вообще, вопрос этот спорный, его стоит обсудить, наверное. Потому что, с одной стороны, дополнительная страховка для пассажиров такси не помешает в случае чего, но надо при этом понимать, что это приведёт к повышению стоимости поездки, а мы только начали привыкать к тому, что такси стало доступным.
Может, каршеринг тогда расцветёт?
И. Моржаретто: Каршеринг? Когда только появилась в Москве первая каршеринговая компания, она включала в себя страховку КАСКО по минимуму. В результате, буквально через пару месяцев, какой-то гражданин Икс попал в ДТП, и выяснилось, что ему надо оплачивать ремонт этого автомобиля по полной программе. И тогда все каршеринговые компании обязали страховать машины по КАСКО, и в результате поездка подорожала. Но подорожала непринципиально. Минимальная стоимость поездки в Москве у самой первой каршеринговой компании тогда была 7 рублей, а стала 9 рублей. Но при этом надо понимать, что для автомобиля страховка, видимо, обязательна.
• В ГИБДД рассказали, как россияне совершают обгоны. В частности, опрос показал, что многие автомобилисты недооценивают внешние факторы риска, в том числе погодные условия, при совершении обгона или вовсе не принимают их во внимание. Возможно, они ещё недооценивают возможности свои и своего автомобиля, или свои водительские навыки. То есть, большинство обгонов приводят к печальным последствиям не потому, что плохая дорога, и даже не потому, что нарушены правила и обгон совершён в неположенном месте, а потому, что мы как-то не рассчитали либо внешние факторы риска, либо свои умения и возможности.
И. Моржаретто: Есть статистика, которую я видел много раз. В России, к счастью, уменьшается количество ДТП среди молодых водителей, потому что молодые водители (до двух лет), как правило, очень осторожны, внимательны, боятся ещё дорожных ситуаций, и первые два года они водят автомашины очень осторожно в большинстве своём. А вот самый аварийноопасный возраст – где-то в пределах от 7 до 10 лет водительского стажа. Когда человек уже намотал колёсами, может быть, 100-200 тысяч километров и думает, что он всё умеет, всё знает, что он уже опытный, поэтому человек расслабляется за рулём, недооценивает дорожную ситуацию.
Это одни из главных причин ДТП. Первая, когда водитель превысил скорость, вторая причина – не оценил дорожную ситуацию. В принципе, дорога скользкая, а тут поворот. Если дорога хорошая, он в этом повороте обычно ездил со скоростью 100 км в час. А тут гололёд, и уже 80 км в час смертельно опасны. И он размышляет, подумаешь, я тут каждый день езжу, могу с закрытыми глазами данный поворот пройти. А не проходит. Поэтому самое главное в этой ситуации – зима, которая нынче у нас выдалась не простая. Я смотрел дальние прогнозы, они считаются достаточно условными, потому что на сегодняшний день считается точным прогнозом во всём мире, а не только у нас, прогноз в пределах пяти дней. Так вот, прогноз на период более пяти дней – это уже гадание: будет или не будет. Однако исторический прогноз среднехолодной зимы, как сейчас, говорит, что тепло у нас будет где-то после 5 апреля. Так что у нас ещё есть почти месяц холодов, морозов, снежных заносов, поэтому расслабляться не надо, и не надо думать, что март – это весна, что уже можно гонять сломя голову, благо гормоны играют. Ничего подобного. Пока зима, надо совершенно поменять стиль вождения.
На днях показался на дорогах асфальт, и психология российских водителей сразу поменялась. Реально появилось какое-то огромное количество мало адекватных людей на дорогах.
И. Моржаретто: Вообще, психологи, а большие психиатры говорят, что существуют периоды в году, когда происходит весеннее и осеннее обострение. У некоторых людей это и случается. А тут ещё срок подошёл – весна, март. Не могу сказать, что огромное количество. Я ездил все выходные, но, в общем, они попадались. Это меня всегда удивляет. Особенно удивляет, когда человек, условно говоря…, ну есть автомобили, на которых хочется пошустрить. Человек покупает спорт-купе, на таком автомобиле так и хочется погонять. А вот когда какой-нибудь солидный автомобиль, большой, который предназначен для того, чтобы степенно следовать по дороге (вот смотрите, какой я, и уважайте меня), вдруг начинает играть в шашечки, думаешь: боже, что же это такое? Так что бывают такие люди. Но, между прочим, существует такая официальная штука, как весеннее обострение. У многих мобильных людей, у кого психика находится в пограничном состоянии, иногда что-то зашкаливает.
И не надо ничего доказывать, не надо пытаться что-то сделать. Смотришь, человек не адекватный, ну и бог с ним, пусть едет. Пусть едет, если ему себя самого любимого не жаль. Он думает, что он бессмертный, ну и ради бога, только не надо меня при этом трогать. Если есть возможность, когда вы видите не очень адекватного человека или очень неадекватного, позвоните по телефону 112 или 103 и скажите, что по такому-то шоссе едет машина такая-то, за её рулём находится очень неадекватный водитель, и надо что-то с ним сделать, иначе он или сам убьётся, или кого-нибудь убьёт. Никаких доказательств представлять не надо. Если будет где-то вблизи патруль или ДПС, такого водителя хотя бы остановят и проверят. Может быть, это человек чего-нибудь нехорошего покурил.
Теперь по поводу обгонов. ГИБДД обратило на это внимание, что, даже если в салоне автомобиля находится ребёнок, каждый четвёртый водитель совершает обгон. В ПДД нет подобного запрета, но почему-то ГИБДД делает на этом акцент, что даже такие есть ситуации. Это связано с аварийностью? С пострадавшими детьми? Почему такой акцент сделан?
И. Моржаретто: Это был, насколько я помню, очень большой опрос, в котором опрашивалось большое количество водителей, и им задавали большое количество самых разных вопросов. А когда вы совершали обгоны? Делали ли вы это по правилам или не по правилам? А была ли в вашей жизни ситуация, когда вы выезжали на встречную полосу? А были при этом у вас в салоне пассажиры или их не было? Было ли это днём или ночью? Просто в результате этого опроса были сделаны выводы, что наши люди довольно часто совершают довольно рискованные перестроения, не учитывая, что или погода плохая, или дорога плохая, или не видно, что там за поворотом. И в том числе не подумал о том, что у него в салоне сидят пассажиры, а, тем более, дети. Ну, это просто один из аспектов этого опроса, призывающих задуматься. Потому что иногда действительно мы спонтанно совершаем какие-то неожиданные даже для себя поступки на дороге, которые могут потом очень больно сказаться на многих вещах. Я уже не говорю о детях, которые беззащитны и которые полностью зависят от нас.
Число погибших в авариях при обгоне за 2018 год составило почти 5 тысяч человеческих жизней. Надо сказать, что у нас за последние 10 лет аварийность снижается, и снижается довольно быстро и значимо…
Из-за качества дорог?
И. Моржаретто: Здесь причин много. И все они действуют вместе: качество дорог, качество автомобилей, потому что если раньше автомобиль, попадая в аварию, условно говоря, разваливался, то теперь в современном автомобиле много подушек безопасности. Даже уже не продаются автомобили, где меньше двух подушек безопасности. Да и структура автомобиля, сама клетка стала прочнее. То есть, автомобиль, дорога, наверное, воспитание водителей каким-то образом происходит плюс какие-то меры пропаганды, плюс ужесточение наказания, потому что если раньше за выезд на встречку могли пожурить, то теперь практически всегда это лишение прав. Или, как минимум, очень высокий штраф – 5 тысяч рублей. То есть, штрафы повысили, ввели новые наказания, в результате у нас, если 10 лет назад на дорогах России погибало почти 36 тысяч человек в год, сейчас гибнет меньше 19 тысяч. Но все равно это очень много. Это практически столько же, сколько погибает на дорогах всей Европы, хотя в России население 140 млн человек, а в Европе – 500 млн человек. У нас 19 тысяч человек погибло, а у них – чуть более 24 тысяч. То есть, практически сравнимые цифры притом, что у них и автомобилей гораздо больше и население гораздо больше. Поэтому есть, к чему нам стремиться. И это очень серьёзный, конечно, вопрос.
Вообще, многие путают понятия "обгон" и "опережение". В рамках этого опроса задавался подобный вопрос, и выяснилось, что достаточно большое количество людей не знает разницы. Так вот, обгон – это обязательно с выездом на встречную полосу. Если вы едете по дороге, где по две полосы в каждую сторону, а впереди вас движется тихоходное транспортное средство, и если вы его по другой полосе обгоняете, это опережение. Обгон – это только с выездом на встречную.
Запрещён ли обгон справа?
И. Моржаретто: Опережение справа – пожалуйста. Обгон справа невозможен, потому что обгон – это выезд на встречную полосу, которой справа не бывает. Если дорога имеет по одной полосе движения в каждую сторону, обгон по обочине запрещён.
• В России откроют больше центров освидетельствования водителей. Предполагается, что это позволит более оперативно подтверждать показания алкотестеров. Правительственная комиссия по профилактике правонарушений рекомендовала Минздраву и МВД расширить сеть организаций, которые занимаются освидетельствованием пьяных водителей. И теперь ждут принятия этого закона. Вопрос по поводу алкотестеров. Что значит, более оперативно подтверждать показания алкотестеров? В принципе человек может совершенно свободно отказаться от конкретного алкотестера.
И. Моржаретто: Тогда его должны куда-то отвезти. Речь идёт о том, что таких центров, куда тебя могут отвезти, мало. В Москве их, наверное, много. В Санкт-Петербурге их много. А вот на трассе между Омском и Новосибирском, где 900 км и мало населённых пунктов, вполне возможно, что таких центров мало или нет вообще. Соответственно, если есть какие-то сомнения у меня, я могу сказать, что не отказываюсь от медицинского освидетельствования, но в ваш прибор я дуть не буду. И меня тогда сотрудники ГИБДД обязаны в такой пункт отвезти. А если вдруг здесь выясняется, что до такого пункта по трассе 900 км, то, что делать? Вот о чём идёт речь, что такие пункты развернуть можно на базе медицинских учреждений, просто их надо оснастить современными алкотестерами, а медперсонал как-то обучить работе с этими тестерами.
Современный хороший алкотестер с принтером, которым оснащены современные автомобили ГИБДД, стоит примерно 50 тысяч рублей. Думаю, это небольшая проблема – оснастить такого рода приборами медицинские учреждения. Если есть серьёзные сомнения, какие-то разночтения или есть подозрения, что человек не пил, а что-то нюхал или ещё что-то нехорошее делал, тогда у него берут, как правило, в лаборатории любой поликлинике или кровь, или мочу на анализ и т.д. Понятно, что речь идёт только о том, чтобы таких пунктов, где можно было бы провести освидетельствование, было больше. Это было бы удобнее и тем людям, которые хотят доказать, что они не пили, и, соответственно, сотрудникам ГИБДД, потому что если им везти человека с трассы за 500 км, то кто останется дежурить на трассе?
А вообще сотрудник ГИБДД обязан везти человека на освидетельствование, если предполагает, что тот пьян?
И. Моржаретто: Он не может допустить этого человека к управлению, должен этот автомобиль оставить на месте или отправить на штрафстоянку, если она есть рядом, посадить в машину к себе этого водителя и отвезти его на освидетельствование. А если до ближайшего пункта 500 км? Во-первых, у сотрудника ГИБДД нет столько бензина, когда он заступает на дежурство. Во-вторых, пока будут везти водителя за 500 км, любой протрезвеет.
Полностью программу слушайте в аудиозаписи.
Сигналы точного времени. Все выпуски
- Все аудио
- Час с психологом