Завтра в мире Венчурные фонды в России
Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.
Гость программы – Александр Зимин, управляющий партнёр NP Capital.
Мы будем сегодня говорить о том, во что сейчас вкладывают деньги и что, соответственно, активнее всего развивается. Венчурный фонд – это организация, которая вкладывается во что-то, что даст результаты не прямо сейчас, а лет через… Насколько долгосрочной может быть перспектива, с которой работает тот или иной венчурный фонд?
А. Зимин: Как правило, это 10-12 лет. Один фонд формируется и расформировывается, выплачивая дивиденды своим инвесторам, через 10-12 лет.
Мне кажется, по нынешним временам это очень долго, учитывая, что мы живём на таких потрясающих скоростях. У меня два вопроса, которые я бы хотела обсудить в рамках нашего интервью. Первый. Что такое венчурные фонды и какую роль они сейчас играют? Насколько они интересны обычным гражданам? Или они интересны только финансовым аналитикам? И второй. Во что вы вкладываетесь? Потому что очевидно, что, проанализировав ваши вложения, мы можем понять, что рванёт в обозримом будущем ярче всего и будет развиваться наиболее активно. Во-первых, потому что неслучайно деньги вкладываются в те или иные проекты. Видимо, это результат серьёзной работы аналитиков, которым точно можно доверять. Во-вторых, потому что очевидно, что это развитие станет результатом вложения средств.
Итак, что сейчас интересует венчурных инвесторов?
А. Зимин: Венчурных инвесторов и сейчас, и всегда интересовала возможность очень быстрого и в геометрической прогрессии роста бизнеса, который чаще всего развивается в технологических сферах. Это очень просто объяснить. Возможность автоматизации тех или иных процессов внутри операционных вещей, связанных с бизнесом, – это всегда возможность масштабироваться в течение нескольких лет на несколько стран, на несколько десятков миллионов человек – потенциальных пользователей того или иного продукта, которые развивают стартапы. Таких примеров, думаю, на слуху много. Это продукты, которые пришли в нашу повседневную жизнь и довольно плотно в ней закрепились. Во многом мы, даже не анализируя её, понимаем, что этими продуктами в действительности мы каждый день пользуемся и благодаря им становимся участниками цепочки зарабатывания денег на технологиях.
Что касается конкретно нашего взгляда на этот мир, он развивается активно по очень многим направлениям: это и нейронные сети, и машинное обучение…
Куда сейчас они, как это видно, пришли?
А. Зимин: Из того, что мы наблюдаем несколько лет подряд, очень активно венчурные инвесторы вкладываются в финансовые технологии, во всё, что связано с возможностью отобрать кусочек рынка у банковского сектора.
Это что может быть?
А. Зимин: Это может быть более персонализированные платежи, различные платёжные системы, позволяющие принимать оплату более просто и дёшево у небольших предпринимателей, всё, что связано с банковской безопасностью и системой хранения и передачи данных, и прочие вещи, которые очень глубоко внедряются в банковскую инфраструктуру, повышают её эффективность, снижают издержки и т.д. Такие продукты в сфере "би-ту-би" (B2B) применяются в основном, но и не только, в финансовых технологиях. И вообще с точки зрения венчурных отраслевых направлений, это один из самых крупных блоков, в котором очень много разных подсистем, куда в последнее время было вложено больше всего денег.
Сейчас также активно развиваются на фоне финансовых технологий технологии в сфере страхования. Банковский сектор и страховой сектор – это исторически самые консервативные отрасли. Они очень крупные и неповоротливые, но в то же время основной приток денежных средств, например, у банков, – это расчётно-кассовые операции, просто проценты, которые они взимают за каждый платёж, который мы осуществляем. И они понимают, что тот объём аудитории, который у них существует на сегодняшний день, – это очень большой актив, которым надо уметь пользоваться не только с точки зрения проведения расчётно-кассовых операций (хранение депозитов, выдача кредитов и т.д.), но и выстраивать целый комплекс сервисных услуг для таких клиентов, которые в этом направлении развиваются. Потому что сами банки внутри себя эти идеи родить не могут, к сожалению.
Слишком консервативны?
А. Зимин: Да.
Ну а теперь от серьёзного к развлекательному, но не менее прибыльному. Киберспорт и игры... Вы упомянули эти направления как самые привлекательные для инвесторов. Что происходит сейчас в этой сфере?
А. Зимин: Я не могу сказать, что они самые привлекательные для инвесторов в целом. Я, наверное, больше про наш фонд говорю. Но да, это одно из очень быстро растущих отраслевых направлений, очень перспективное, на наш взгляд. Всё очень просто. Одна из наиболее популярных в мире игр в профессиональном спорте – это футбол. Футбол потому и популярен, что всем понятно, как в него играть. Это довольно просто сделать, надо взять мяч и выйти во двор. Это спорт с низким порогом входа и пониманием для всех зрителей того, как это сложно порой бывает забить гол или обыграть соперника, потому что они сами знают, как это делается, на своём личном примере.
Что касается киберспорта, он стирает границы понимания того, что есть порог входа в спорт как таковой. Причём не только с точки зрения цены этого входа, но и с точки зрения возрастного диапазона. Сесть за компьютер и начать играть в игру может любой человек. Как в очень раннем возрасте, так и в довольно пожилом, если это сравнивать с классическим профессиональным спортом. И это открывает огромные перспективы. Плюс ко всему уже сегодня киберспортивные площадки собирают аудиторию больше 100-200 тысяч человек за один киберспортивный матч, которые очень активно подключаются и через Интернет в онлайн-стриминге, и встречаются на оффлайновых площадках.
Можно ли говорить о том, что через какое-то время звёзды киберспорта будут не менее популярны, чем реальные спортсмены?
А. Зимин: Они уже популярны для определённого круга лиц. Но этот круг сильно расширяется, это входит в нашу повседневную жизнь очень активно. Например, игру "World Of Tanks" нельзя, наверное, назвать киберспортом, но по ней проводятся соревнования, она довольно широко известна и активно используется в мире, в том числе и среди простых людей.
Если говорить о том, что такое вообще венчурные фонды, становятся ли они более народными инструментами, чем были когда-то? Или всё-таки венчурный фонд – это что-то для тех, кто очень понимает и очень разбирается. В сторону популяризации идёт процесс?
А. Зимин: Думаю, что популяризация приходит с всё большим и большим количеством компаний, которые занимаются крупным бизнесом и становятся известными в мировом пространстве. Если мы сейчас посмотрим на карту крупнейших по капитализации компаний в мире, там практически нет компаний классического сектора. Ни сырьевых, ни обрабатывающих компаний там нет, там есть, в основном, технологические компании. И мы все их знаем. Это "Фейсбук", "Гугл", "Амазон", "Майкрософт" и т.д. И чем больше таких компаний в нашей жизни становится, чем ближе их услуги к потребителям этих услуг, тем, конечно, больше они популяризируют подходы к их финансированию. То есть, венчурный капитал – это тот капитал, которые способен вливать "новую кровь" в виде денег в развитие новых технологических компаний, которые, на первый взгляд, кажутся совсем абсурдными для классического сектора, никак не подходящими. Но это такая определённая специфика. Просто венчурные фонды, как правило, являются профессионалами этого рынка и пытаются выстроить некие производственные процессы, делают инвестиции в стартапы для того, чтобы максимально извлечь прибыль из этой деятельности. Потому что не секрет, что 90 процентов всех инвестиций венчурных фондов, а то и 95 процентов, убыточны. Как правило, они просто списываются и всё. И только лишь 1-2 процента так называемых "единорогов" ("единороги" – компании, которые стоят более 1 млрд долларов) выстреливают и приносят основной доход своим инвесторам.
Популяризация, естественно, происходит в том числе и за счёт современных средств фондирования. Это и краудфандинг, и нашумевшее в 2017 года ICO. ICO – это первичное размещение токенов. По сути своей, ничем не отличается от механизма размещения акционерных капиталов в публичном пространстве. Просто с меньшим барьером на вход и со спецификой развития крипторынка как такового вообще, ну и, собственно, самого механизма привлечения как ICO. Здесь очень много деталей, но суть этого очень простая. Обычный человек, посетив сегодня онлайн-площадку платформы по краудфандингу, может проинвестировать или пожертвовать, условно, 100 рублей для того, чтобы в мире появился какой-то новый технологический продукт. Команды, которые делают этот продукт и размещают об этом информацию на этой площадке, собирают средства для того, чтобы его создать и запустить в производство. Таких примеров очень много. И очень много людей, интересующихся развитием технологий и т.п., пытаются участвовать в этом. В том числе для того, чтобы оставить некий личный след в истории. Тот, кто хочет, уже в этом активно участвует и получает большие преференции для себя.
Например, я знаю, есть такой российский проект "Синемуд" ("Cinemood"), который делает небольшой кубик, транслирующий диафильмы на стену. И вот он изначально собирал деньги на первые свои пробные образцы в формате краудфандинга. То есть, есть люди, которые когда-то вложили в это деньги, и они сегодня могут похвастать перед своими друзьями тем, что стали частью этого процесса, продукт которого в настоящее время продаётся по всему миру.
Полностью программу слушайте в аудиозаписи.
Полностью программу слушайте в аудиозаписи.
Завтра в мире. Все выпуски
- Все аудио
- Завтра в мире
- "Стартап дня"