За кадром Валентина Бунина: капитан теплохода речного флота

9 февраля 2018, 23:40

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Гость в студии – Валентина Ивановна Бунина, капитан теплохода "Москва". Этот корабль, конечно же, не океанский лайнер, это прогулочное судно. А, впрочем, этот факт не влияет на уникальность ситуации, потому что Валентина Ивановна – единственная в России женщина-капитан корабля.

Валентина Ивановна была первой женщиной-капитаном в российском речном флоте. Долгим и тернистым оказался её карьерный путь. Она служила матросом на разных кораблях, выполняя такую же тяжёлую работу, которую делали её коллеги-мужчины. За годы службы она сменила много катеров и кораблей.

Что предопределило ваш выбор? Почему вы стали капитаном корабля? Как всё происходило? Наверняка вам приходилось сталкиваться с какими-то трудностями. И вообще, почему капитан? Как пришло это решение?

В. Бунина: Решение это было, наверное, не простое. Вполне возможно даже это был юношеский протест против какой-то обыденности. Кроме того, эта профессия ведь романтичная. Мы считаем, что в море и на реке есть романтика. А я всегда была настроена как-то романтически. Хотя до того, как я пошла матросом на флот, я училась в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова. Результаты учёбы там у меня были очень хорошие. Поэтому в училище все были просто в шоке оттого, что я ушла из музыки.

Вы, кажется, с третьего курса ушли?

В. Бунина: Да, ушла из музыки. Вернее, из музыки нельзя уйти, я до сих пор играю и пою. Мы с детьми, а их у меня четверо парней росло, ставили спектакли, пели песни, плясали танцы, стихи сочиняли свои. Спектакли какие-то тоже сочиняли. Всё это было.

Всё-таки романтика романтикой, но почему всё же капитан? Почему не море, а река?

В. Бунина: Ну, реку я очень люблю. Вообще, Россия – речная страна. Ходишь по реке Оке, а я ведь не только на "Москве" работала, работала и на теплоходах, которые ходят в Питер, в Астрахань, и по Оке, и по Волге, а также (есть такие реки) по Ковже, Свири, Шексне. Весь этот путь потрясающе красивый и с такими историями! Иностранцы ведь любят у нас эти путёвки, с удовольствием используют речной туризм, смотрят наши ценности.

Не могу не спросить про реакцию ваших родных и близких. В один прекрасный день вы приходите домой из музыкального училища и говорите, что хотите в перспективе стать капитаном судна. Как на это отреагировали ваши близкие и родные?

В. Бунина: Тогда у меня была ещё бабушка жива. Бабушка, конечно, была в шоке, правда, ничего особо не сказала. Была недовольна, но не препятствовала во всяком случае. У неё характер был очень жёстким, и воспитывала она меня в суперстрогости. То есть, у неё не забалуешь. Но зато она научила меня очень многому. В принципе, и все, кто работают на воде, умеют очень многое.

Тогда давайте обо всём по порядку. Когда вы переступили порог отдела кадров Московского речного пароходства, думаю, там все пришли, если не в ужас, то, наверное, были шокированы? Как это всё происходило? Вот вы пришли и сказали, что вы хотите стать моряком?

В. Бунина: Меня постоянно отговаривали. И до самого конца моей профессиональной деятельности, а сейчас я преподаю, мне говорили, что женщина не может работать на флоте.

Вам чинили какие-то препятствия? Когда вам говорили, что нельзя, вам показывали какие-то бумажки с печатями и подписями, с положениями и указами, что женщина и флот – как бы понятия не совместимые?

В. Бунина: В те годы не было бумажек, не было постановлений, как в этом веке, когда у нас придумали, что женщины не могут работать на каких-то должностях. В те годы таких постановлений не было. Но мне постоянно говорили, что женщине не место на флоте. Тем более что я была настолько хрупкой девочкой. Я работала сначала матросом, потому что на флот приходят сначала матросом, никто капитаном сразу не становится. Помните у В. Высоцкого строчки: "Становясь капитаном, сохраняйте матроса в себе".

И вы тоже работали матросом?

В. Бунина: А как же!

Вас взяли матросом?

В. Бунина: Да.

И каким было ваше первое судно?

В. Бунина: Первое судно было очень интересным, и капитан на нём был интересный. Он как-то положительно ко мне отнёсся. Он даже учил меня управлять этим катером. Это был катер "Мир". На нём катались особые гости пароходства. И там приходилось делать всё: мыть посуду, весь катер красить, ремонтировать. То есть, делать всё, что должны были делать матросы. Вся работа была на нас с Григорием Митрофановичем Лужковым. Был такой замечательный человек. К сожалению, его уже нет. Но он уже тогда был в возрасте.

Затем я перешла на теплоход. Он сейчас ещё ходит. Это ретро-теплоход "Максим Горький". Там я уже работала мотористом, имело дело с механизмами. Огромные двигатели в два моих роста. И вот их нужно было обслуживать. Но ничего, справилась. Потом меня откомандировали в школу комсостава. В техникум в те годы девочек не брали на судовождение. Это уже потом, когда я отработала какое-то время, когда уже деться было некуда, все равно надо учиться, когда у меня уже был стаж и какие-то наработанные навыки, только тогда меня взяли в техникум. И школу комсостава я закончила. И так как у меня какой-то стаж был, то я потом стажировалась на должности штурмана. Ну, все ступени эти прошла. Мы не становимся сразу капитанами. Это невозможно, и это правильно.

Когда случались ваши назначения на разные теплоходы, их капитаны не говорили, что им на их голову навязали какую-то девчонку, и нужно им это? Понятно, что если есть приказ, то он обязан его выполнить. Вот этого всего не было? К чему я подвожу? Ведь издревле моряки говорили во все времена и во всех странах, что женщина на корабле – это к несчастью. Тем более, если это женщина – матрос с перспективой стать капитаном. Как это всё было?

В. Бунина: Во-первых, кто в истории был первым адмиралом? Клеопатра. Кроме того, и в древние времена встречались женщины-судоводители. То есть, они были командирами каких-то парусных судов. В начале века, естественно, были. У нас в стране очень трудно было женщине пробиться в капитаны. Обусловлено это было постоянно таким отношением со стороны мужчин, что женщина не может, женщина не должна...

Почему? Считается, что тяжело женщине на флоте работать? Или, наверное, у штурвала тяжело ей вахту стоять продолжительностью 8-10 часов?

В. Бунина: Четыре часа обычно длится вахта. Но давайте возьмём для примера такую чисто женскую специальность, в которой почти нет мужчин. Как вы думаете, что это за специальность? Медсестра. У неё лёгкая работа?

Думаю, что нет.

В. Бунина: Операционная медсестра. Лежит у неё полтора центнера на операционном столе, и ей нужно это тело перенести на каталку. Это нормально?

Это на самом деле физически тяжело.

В. Бунина: Здесь это нормально. А на флоте повернуть руль? Даже капитан не поворачивает сам руль. Это не всегда происходит. Он командует, руководит. Вообще, судоводитель – это руководитель коллектива. Это первое, что он должен уметь. Второе, что он должен уметь, – управлять и знать технику. Кроме того, он должен знать порядок взаимодействия с природой. Кроме того, он столько журналов заполняет, столько у него бумаг, отчётов, расчётов и прочей бумажной работы. Почему-то у нас, когда асфальт укладывают одни женщины или рельсы, это им можно, а руководить женщина не может.

Вы упомянули Клеопатру, действительно было несколько морских битв, где Клеопатра, что называется, рулила. Но на самом деле вы абсолютно правы, что в мировой практике, в мировой истории были женщины-капитаны. Я недавно читал, что и среди пиратов были известные женщины. Например, американка Сейди Фаррелл, ирландка Грейс О'Мэлли, гаитянка Жакотт Делаэ. Но это было 250-300 лет назад. И я также вспомнил, что была ваша коллега – знаменитая Анна Ивановна Щетинина, капитан дальнего плавания.

В начале беседы я сказал, что вы – единственная женщина-капитан на теплоходе. А как сегодня обстоят дела? Проясните ситуацию. Есть в России ещё женщины-капитаны?

В. Бунина: Сейчас девочки учатся, и сегодня девочки выходят судоводителями. Их не так много учится, конечно. Далеко не все женщины выбирают эту специальность. Всё-таки это необычно до сих пор. Девочки выходят из Академии, идут работать на флот. Если говорить о прогулочных судах, то сейчас есть девочки-капитаны. А я просто работала в то время, когда действительно я какое-то время была одной женщиной-капитаном на речном флоте. Сейчас у нас девочки даже под иностранными флагами ходят и добиваются того, что они уже вторыми офицерами на морском флоте ходят где-то между Америками, по Атлантике, по всем другим океанам. И хозяева, и капитаны, и другие руководители (многие девочки только начали, они ещё не капитаны) довольны их работой.

Я так понимаю, что все равно их не очень много?

В. Бунина: Совсем мало.

Вы знакомы друг с другом? Может, вы не все друг друга знаете? Может быть, вы как-то общаетесь, не общаетесь? За границей существуют разные клубы капитанов. В России есть что-то подобное? Например, клуб капитанов-женщин?

В. Бунина: У нас нет клубов. Я даже искала его, пыталась что-то найти. Очень хочется, честно говоря, такую организацию иметь. Я уже продумала, как это сделать. Потому что у нас женщина, выбравшая такую специальность, не защищена. У нас вообще женщине не очень дают разгуляться в плане профессионального роста. Она везде больше как обслуживающий персонал востребована и прекрасно работает. Как только начинает подниматься, всё, тут же начинаются препоны.

Почему?

В. Бунина: А покажите мне крупных руководителей. Сколько их? Или посмотрите на заседания думские или правительственные. Сколько там женщин?

По процентному соотношению я согласен с вами: не очень много или совсем немного.

В. Бунина: Мягко говоря, не очень много.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи.

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация