Авторские материалы Приговор отменили, но врача не оправдали: подробности дела Елены Мисюриной
Персоны
Продолжение громкого уголовного дела. Мосгорсуд отменил приговор в отношении врача-гематолога Елены Мисюриной. Ранее ей дали 2 года колонии за врачебную ошибку, из-за которой скончался пациент. Теперь Мосгорсуд вернул дело в прокуратуру – для устранения недостатков, содержащихся в обвинительном заключении. Подробнее о деле Мисюриной – обозреватель "Вестей FM" Борис Бейлин.
Вердикт Мосгорсуда – "Приговор в отношении Мисюриной отменить. Отправить дело в прокуратуру для устранения процессуальных нарушений". Мисюрина заявила, что довольна нынешним решением: "Знаю, что этот процесс будет долгим, но я готова".
Летом 2013 года Елена Мисюрина в одной из частных столичных клиник взяла у пациента образец костного мозга на анализ – биопсию. Пункция совершалась в верхней части таза. У пациента был диабет, рак предстательной железы и подозрение на рак крови. После процедуры пациент сам ушел домой. Но вечером с жалобами на боли в животе он обратился в другую больницу. Ему поставили диагноз "острый аппендицит" и сделали операцию. Через 2 суток он скончался в реанимации от обширного внутреннего кровотечения. По версии патологоанатомов, Мисюрина при биопсии ввела иглу в область крестца, что запрещено правилами. В итоге были повреждены сосуды, что и привело к гибели пациента.
Многие эксперты сразу поставили под сомнение эту версию. По словам главврача 52-й московской клинической больницы Марьяны Лысенко, с таким повреждением человек умер бы гораздо раньше.
ЛЫСЕНКО: Картина была бы трагичной. Если бы произошло повреждение сосудов, о которых сказано в заключении, то пациент, к сожалению, скончался бы в ближайшие полчаса-час. Конечно, он бы никуда не доехал. И о двух сутках речь бы не шла.
Защита Мисюроной уверена, что между смертью пациента и биопсией нет причинно-следственной связи. Человек мог умереть о той самой болезни, которую нужно было подтвердить биопсией.
Но после долгого расследования в конце января текущего года Черемушкинский суд Москвы признал Мисюрину виновной в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, которые повлекли смерть пациента. Суд почитал, что врач нарушила методику, тактику и технику выполнения манипуляции и своими действиями причинила пациенту сквозные повреждения кровеносных сосудов, от которых он через несколько дней и скончался.
Это решение вызвало острую реакцию среди медицинского сообщества. Заговорили даже о "новом деле врачей". В социальных сетях на страницах известных столичных врачей стали появляться аватарки "Я – Елена Мисюрина". Большинство медиков было уверено, что произошел несчастный случай, за который сажать человека в тюрьму нельзя.
В поддержку осужденного врача выступил столичный департамент здравоохранения. А юристы заговорили о пробелах в законодательстве. По словам доктора юридических наук Нелли Дивеевой, сейчас врачи боятся, что многие их действия могут быть истолкованы как уголовное преступление.
ДИВЕЕВА: В действующем законодательстве в отношении действий врачей есть термины – "порядок оказания медицинской помощи", "стандарты оказания помощи", "клинические рекомендации" и так далее. И самое главное – сегодня никто с уверенностью не может сказать, что из всего этого врач в обязательном порядке должен делать, а что остается на его усмотрение. Соответственно, грань, когда человек не понимает, что он точно должен сделать, чтобы не попасть под уголовное преследование, на сегодня размыта.
С другой стороны, родственники скончавшегося пациента считают Мисюрину ответственной за эту смерть. Они собираются через суд требовать от врача компенсации – 15 миллионов рублей за моральный вред. И еще 2 миллиона – на покрытие различных издержек.
Добавлю, что во время нового процесса врач будет оставаться на свободе. Мисюриной избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.