Картинка

Завтра в мире Перспективы технологического предпринимательства в России

15 мая 2018, 19:30

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Тема: "Технологическое предпринимательство и опыт кафедры технологического предпринимательства МФТИ (РОСНАНО)".

Гости в студииВячеслав Николаевич Чикин, заместитель заведующего кафедрой технологического предпринимательства МФТИ (базовая кафедра РОСНАНО), Наталья Гутенёва, выпускница, аспирант, преподаватель кафедры технологического предпринимательства, и Алан Бахчиев, выпускник и преподаватель.

Мы с ними говорим о том, как учат технологическому предпринимательству в МФТИ.

Что же происходит у вас на кафедре?

В. Чикин: Мы уже с 2011 года занимаемся тем самым делом, о котором вы говорите в своей программе: пытаемся наших студентов побудить занять активную позицию и создавать то самое завтра. Мы – кафедра МФТИ, кафедра магистрская, поэтому мы работаем со студентами, которые прошли хорошую подготовку на первых четырёх курсах Физтеха и являются хорошими технарями. Люди, поступившие в Физтех, – это, безусловно, люди с хорошими амбициями. Поэтому они хотят изменить этот мир. И они даже обладают компетенциями и техническими знаниями для того, чтобы этот мир изменить. А мы пытаемся помочь им, как эти их идеи, их отношение к этому миру, воплотить в то, чтобы суметь сделать эти изменения. Потому что на самом деле изменения могут быть только в мире, а мир живёт по другим законам, не тем, к которым привыкли студенты во время обучения в первые четыре года, соревнуясь с природой. Мы учим их уже как-то жить в социальном мире и учим каким-то социальным навыкам.

Наталья, какая у вас была идея? Что вам хотелось сделать?

Н. Гутенёва: Когда я пришла на кафедру, это был мой пятый курс, мне хотелось те научные и технические знания, которые я получила в МФТИ, применять в жизни и как-то реализовывать свои идеи.

А в каких областях?

Н. Гутенёва: Мой проект был связан с разработкой источников питания для рентгеновского оборудования. Меня всегда интересовали какие-то биотехнологические проекты, и когда я пришла на кафедру, мне предложили следующую идею. Когда мы устанавливаем рентген, нам обычно, если это Москва или другие крупные города, не хватает дополнительных мощностей для рентгена.

Не будучи в материале, никогда об этом не задумываешься?

Н. Гутенёва: Но об этом задумываются в компаниях, которые работают с рентгенологическим оборудованием. И вот у них существовала такая проблема. Мы, соответственно, разрабатывали решение этой проблемы – источник питания, который можно было бы подключать к обычной розетке и который давал бы дополнительную мощность рентгену в момент импульса.

Алан, а у вас какая идея была или есть?

А. Бахчиев: Идея следующая. Когда я приходил на кафедру, я уже успел какое-то время поработать в бизнесе, я работал в сфере информационных технологий и консалтинга, и как раз захотелось создавать что-то новое, создавать продукты. Для этого я пришёл на кафедру предпринимательства, и продукт был связан изначально с цифровыми сервисами. Это было в одном из наших крупнейших сотовых операторов. Сервисы были в первую очередь для бизнеса. Там нужно было упростить работу с интернетом вещей. И за два года обучения получилось вывести на рынок новые сервисы. И это, собственно, то изменение, которое за время обучения получилось сделать.

Вообще студенты, когда приходят на эту кафедру, приходят зачем? Чего им не хватает?

Н. Гутенёва: Наверное, мне не хватало конкретных знаний и компетенций для того, чтобы взять какую-то научную идею, пойти с ней к инвестору и сделать из неё бизнес.

Как вы учите этому?

В. Чикин: У нас есть одна важная особенность: предпринимательство – это творческая профессия, поэтому получить знания и умения предпринимательства можно, видимо, только через деятельность. Поэтому нам кажется, если человек хочет быть предпринимателем, то первое, что он должен сделать, он должен посмотреть, как это предпринимательство делается. Поэтому наша особенность состоит в том, что проекты, которыми занимаются наши студенты, предлагают компании. И студент попадает в компанию, в коллективе которой в рамках этого проекта, заданного компанией, он и занимается своей деятельностью. Поэтому здесь первым шагом обучения, наверное, является включение студента в реально действующие проекты, в реально действующую структуру. И обучение его ведётся немного даже по-восточному, когда ученик смотрит, как работает мастер, и на самом деле набирается знаний по некоторому образцу, по лекалам, которые делаются.

У вас партнёр – РОСНАНО. Соответственно, вы студентов устраиваете на практическое обучение в структурах РОСНАНО? Правильно?

В. Чикин: Не обязательно. РОСНАНО действительно является учредителем этой кафедры. Более того, идеология и формат этого обучения разрабатывались внутри РОСНАНО. В первую очередь фактически РОСНАНО явилось нашим заказчиком, потому что они столкнулись с той самой достаточно естественной проблемой, что их проекты, даже руководители роснановских портфельных компаний, которые отличались хорошим уровнем разработки, умели заниматься совершенствованием продукции, но совершенно не умели продавать её в самом широком смысле. То есть, не умели хорошо поговорить с заказчиками, выяснить их требования, не умели понять, где может быть использован их продукт, не умели изменить, может быть, саму направленность разработки так, чтобы этот продукт стал более соответствовать рынку. И это был запрос со стороны РОСНАНО: а давайте что-то сделаем в магистратуре для того, чтобы студенты, приходившие именно в промышленность, уже обладали требуемыми компетенциями.

Это типичная история для многих университетов, в том числе и для российских. К сожалению, очень часто встречаются выпускники, которые представляют собой некие полуфабрикаты, которые нужно ещё доводить до ума для того, чтобы они эффективно начали работать в компании. И очень часто на последних курсах многие крупные компании уже начинают посматривать, кого бы они могли к себе взять. Самый простой путь – это, конечно, стажировка. Но есть международный проект "Демоло", когда компании заказывают у университета решение каких-то конкретных задач, и потом они готовы либо выкупить это решение у студентов, либо принять студентов на работу. И это действительно работает, потому что, ну, как иначе?

Если говорить о результатах, сколько у вас выпускников? Сколько у вас действующих проектов? Что случилось за это время?

В. Чикин: У нас вообще такая бутиковая конструкция. На кафедре ежегодно выпускается примерно 15 человек.

Это много или мало?

В. Чикин: С одной стороны, это вроде бы очень мало, а с другой стороны, как ни удивительно, наша кафедра находится в пятёрке самых крупных кафедр, выпускающих на Физтехе. В МФТИ вообще более 100 выпускающих кафедр на 500-600 студентов-выпускников. Поэтому это и много, и мало. Но надо сказать, что с 2014 года мы работаем не только на Физтехе, но и в межвузовском формате, и вместе с физтехами на нашей программе учатся студенты МИСИС и МИФИ. Вот здесь от 25 до 30 человек ежегодно учатся у нас по нашей программе. Формат тот же. И очень интересно, что тут никаких преимуществ перед студентами того или иного вуза нет. В общем, все заинтересованные проектом приходят на собеседования в компании, проходят первоначальный отбор именно в компаниях. И у нас есть пока только один такой замечательный кейс, когда в компанию было отобрано три студента из трёх вузов. Они занимались трёхмерным лазером для изготовления некоторых деталей в стоматологии. Идея была в том, чтобы сделать лазер, который потреблял бы гораздо меньше энергии. Тогда он стал бы гораздо более дешёвым в эксплуатации. И вот лазерная компания, компания-производитель этого самого лазера такой проект сделала, и фактически студенты делали усовершенствование 3D-принтера. И девочка из МИСИС была взята как специалист по материалам, потому что, безусловно, это важно. Мальчик с Физтеха занимался IT делами, а из МИФИ человек – лазерами.

И всех вы объединили на своей кафедре?

В. Чикин: Да. Это было очень успешно. Ребята с блеском защитили своё проектное предложение, рассказали перспективу бизнеса. Проект стартовал как стартап.

И состоялся?

В. Чикин: Довольно частая история, что он в принципе не состоялся. Но они получили замечательный опыт, и даже они получили опыт руководства стартапом. Нашлись причины, почему это не состоялось.

Кого вы к себе принимаете? Какие вы к студентам предъявляете требования?

В. Чикин: С прошлого года у нас появилась ещё одна программа, которую можно назвать онлайн-магистратурой. И это дало нам возможность принимать не только студентов московских вузов. И здесь надо сказать, что мы принимаем выпускников бакалавриатов технических вузов. Но сейчас не обязательно учиться только очно и на Физтехе, есть возможность получать образование, можно сказать, без отрыва от производства, находясь довольно далеко от Москвы. Этот формат онлайн-образования для нас новый. Такая ситуация, что мы тоже работаем в логике стартапов. Практически каждый год в нашей деятельности появляется что-то новое, и сейчас эта онлайн-форма – вообще первая онлайн-магистратура по технологическому предпринимательству в стране. Набиваем пока шишки и накапливаем очень интересный опыт. Студенты, которые у нас в онлайн-режиме учатся, работают даже за границей. У нас есть студент из Цюриха, у нас есть студент, работающий во Франции. Они учатся дистанционно. Это всё русские граждане. Они работают где-то на Западе в хороших компаниях, и примерно к 30 годам, получив понимание, чем занимается компания, какое-то понимание рынка и того продукта, разработкой которого они занимаются, у них возникает идея, как сделать что-то лучше, как можно самому встать в конкурентную позицию. Возникает идея и возникает желание открыть свой бизнес. Естественно, к желанию нужна ещё и некоторая поддержка, некоторая уверенность для того, чтобы это сделать. Поэтому, наверное, это очень правильное их решение, что они пришли к нам поучиться. И первое, чему мы учим, мы, скорее всего, учим, как раз тому, как избегать ошибок, которые все делают, и мы тоже. Но, тем не менее, мы учим студентов делать поменьше таких ошибок.

Наталья, Алан. Я прошу вас оценить потенциал своих сверстников в области технологического предпринимательства и вообще интерес к этой сфере объективно. Понятно, что вы – увлечённые люди, но если посмотреть на список контактов в ваших социальных сетях, на ваших одноклассников, которые когда-то с вами учились, вообще, насколько сейчас популярна в вашем поколении тема технологического предпринимательства?

Н. Гутенёва: У нас довольно смещённая выборка, учитывая, что мы оба из технических вузов. Но по себе могу сказать, что наше поколение – это как раз те люди, которым хочется делать что-то новое, что-то своё. Поэтому среди моих контактов гигантское количество увлечённых ребят.

А в каких областях вам хочется делать что-то новое, что-то своё?

Н. Гутенёва: Конкретно мне интересны биотехнологии и всё, что с ними связано. Я сама научный сотрудник лаборатории также, поэтому мне интересно заниматься как научной частью, так и бизнесовой.

Алан, ну а вы – айтишник?

А. Бахчиев: Да. В первую очередь это мобильные приложения. Но если говорить про интерес к предпринимательству, можно сказать, что не только среди наших контактов он есть, потому что недавно Сбербанк запускал проект исключительно для предпринимателей, не только технологических, правда, но мне кажется, что в стране в целом это становится гораздо популярнее.

И вы это ощущаете? Не только потому, что вы в этой сфере и вы этим живёте? То есть, оглянувшись вокруг, вы понимаете, что есть какое-то движение в этом направлении?

А. Бахчиев: Даже количество образовательных продуктов по теме технологического предпринимательства в последнее время растёт. И качество их растёт. А это значит, что они пользуются спросом.

Есть какие-то проекты у ваших коллег, на которые вы посмотрели и сказали: "Ну, ничего себе! Я восхищаюсь и даже завидую"? Есть чем гордиться вашему поколению уже?

А. Бахчиев: Мне запомнился один проект нынешнего студента онлайн-магистратуры. Он работает на заводе, который производит тяжёлую технику. И у него возникла идея, как использовать технологии дополненной реальности в его текущих задачах. И он сейчас над этим работает, в том числе над очками для дополненной реальности. По сути, это предпринимательство внутри корпорации, когда человек новые технологии применяет в традиционной, консервативной отрасли.

В. Чикин: Могу привести ещё один пример нашего студента онлайн-магистратуры. Это "умный домофон". Все знают домофоны, которые стоят в подъездах. Это есть канал связи внешнего мира с каждым из жильцов. А они дают возможность домофону выполнять много-много функций, начиная от функций предупреждения о разных опасностях, во-вторых, позволяет получать какие-то сервисы через домофон.

Это прямо настоящий дворецкий?

Н. Гутенёва: Да-да. Интересно, что, как раз обучаясь у нас в онлайн-магистратуре, он понял, что этот бизнес можно немного перепозиционировать как "умный консьерж". Почему сейчас появляются подобные возможности для такого предпринимательства? Потому что действительно технологии развиваются колоссально быстро, появляются новые возможности, и мобильным людям можно легко эти новые возможности использовать. Вот то, что появилось сейчас в области интернет вещей и в области глубокого обучения, если найти этому правильное применение, если правильно понять заказчика и на самом деле создать ту услугу, которая будет востребована, то, оказывается, что это можно сделать за относительно небольшие средства относительно небольшой командой. И главное здесь – мобильность и умение думать.

А чего вам, ребята, не хватает? Вам и вашего поколению? Оцените это объективно.

А. Бахчиев: Я бы, наверное, сказал, что не хватает людей, на которых можно посмотреть и поучиться всё-таки чему-то историческому. Чтобы было видно, что это массово и что, когда ты туда идёшь, ты не первооткрыватель, который, скорее всего, погибнет в этих волнах океана, а тот, к кому можно прийти и посоветоваться. Вот это сейчас у нас только начинается появляться. И, наверное, как раз ценности нашей кафедры в том, что там много опытных предпринимателей в качестве менторов, которые могут рассказать и про свой опыт, и про особенности отдельных отраслей.

В том числе и про опыт ошибок для того, чтобы предупредить их повторение?

В. Чикин: Да. Более того, мы даже лучших студентов отправляем в короткую стажировку в MIT (Массачусетский технологический институт). Кажется, что это как раз доказательство той самой теоремы существования. Мы им полтора года рассказываем и говорим, что возможен бизнес и возможен успех на научных идеях, и, наконец, привозим их и показываем, что да, есть такая структура и там на самом деле всё это видно.

И мы очень надеемся, что как-то и нам, и многим другим институтам развития (РВК тоже занимается воспитанием предпринимателей) удастся создать такую инфраструктуру, когда предпринимателям будет проще именно потому, что они находятся в среде. Это всегда даёт дополнительные плюсы.

Вообще, конечно, когда люди находятся в среде, там невозможно не творить. Одна из гостей нашей программы Екатерина Ленгольд, которая, учась в MIT по линии "Сколтеха", там был какой-то курс на полтора года, вместе с подружками буквально на переменке придумала с подругами стартап, который потом продала за огромные деньги и стала самым молодым вице-президентом крупной компании в аэрокосмической отрасли. И вот она в этой же студии рассказывала, что, когда попадаешь в эту среду, ты не можешь ничего не делать. Потому что они все на переменах обсуждают технологическое предпринимательство. И тебя обязательно спрашивают: "А ты что?" И вот куда бы она ни пошла, там всё кипело, и ей просто некуда было деваться. У неё была хорошая теоретическая подготовка, она попала в эту питательную среду, и всё проросло. Что нужно для того, чтобы и в нашей стране был концентрированный этот питательный бульон? Чего ещё не хватает?

Н. Гутенёва: Должно сформироваться поколение именно молодых технологических предпринимателей, у которых уже есть хотя бы небольшой, но опыт развития технологического предпринимательства. И, мне кажется, что в первую очередь это опыт неудач, когда есть на чём учиться. И вот когда сформируется этот слой технологических предпринимателей, дальше будет уже проще.

А. Бахчиев: Я бы, наверное, отметил, что открытость компании для неких изменений, готовность рассказать о каких-то своих сложностях в проектах, это тоже может помочь. Потому что довольно сложно, когда ты не общаешься с заказчиками, определить проблему и придумать жизнеспособную идею. Лучше исходить из насущных потребностей на рынке, и, может быть, какие-то площадки для дискуссий или в целом большая открытость компаний, которые могут выступать заказчиками, может быть полезным для поколения стартаперов, которые только начинают и ищут идею, в какую погрузиться.

В. Чикин: Мне тоже кажется, что главное здесь – это заказ. Если будет заказ на инновации, то люди, которые будут готовы делать инновации, в этом поколении обязательно найдутся. Важным очень является, чтобы наша промышленность давала заказ или у наших молодых людей была возможность выполнять заказы из открытого мира.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи программы.

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация