Завтра в мире Социальный хакатон "Добро-2018"

29 мая 2018, 19:45

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Гость в студииАлександра Бабкина, руководитель социальных проектов компании "Mail.Ru Group".

Она расскажет о том, как прошёл в Москве "Хакатон. Добро-2018" . В течение двух дней участники "Хакатона" разрабатывали IT-решения, с помощью которых можно эффективнее помогать детям-сиротам, одиноким старикам, людям с инвалидностью и кризисным семьям.

Интервью записала журналист Софья Еркушова.

В нашей передаче мы часто говорим о разных хакатонах, где айтишники, разработчики придумывают какие-то приложения. Чаще всего это истории коммерческие. А хакатон "Добро 2018" – это социальная история. Правильно?

А. Бабкина: Совершенно верно. Вообще, данный хакатон родился из образовательной конференции "Добро", которая в этом году приходила уже в четвертый раз и впервые в формате хакатона. Особенность нынешнего года в том, что мы привлекли на это событие не только благотворительные организации, но и проджект-менеджеров и разработчиков, которые помогали благотворительным организациям приблизиться к реализации IT-проектов. Приблизиться потому, что особенность данного хакатона в том, что там в основном были как раз не разработчики, которые сразу пишут код и реализуют ту или иную идею, а именно проджект-менеджеры, которые превращали идея, мысли и мечты фондов в настоящие технические задания и прототипы. Потому что без этого невозможно стартовать с работой над проектом.

Какие основные идеи и мечты у создателей фондов?

А. Бабкина: На самом деле идеи и мечты были разные. Некоторые из них были чем-то похожи. Например, было довольно много идей от благотворительных организаций, которым было нужно создать сайт, где было бы обучающее видео, например. Такие сервисы нужны как фондам, которые помогают выпускникам детских домов сориентироваться в жизни, найти профессию, понять, где они смогут работать в первую очередь, так и, например, нынешним мамам. То есть, некоторые сложные для фондов задачи технически решались одними и теми же способами.

Представим всю эту линейку от начала и до конца. Хакатон прошёл буквально пару недель назад, и, наверное, есть какие-то итоги? Кто к вам на хакатон пришёл? Как вы выбирали задания, которые вы будете помогать реализовывать или хотя бы помогать в составлении плана? И кто пришёл со стороны заказчиков и кто пришёл со стороны разработчиков?

А. Бабкина: В этой истории участвовали 26 благотворительных организации. Это партнёры каждой из компаний-организаторов – "Добро Mail.Ru", "Мегафон" и "Металлинвест". У каждой из компаний-организаторов были свои тематики, которые интересны нам больше всего. А у фондов, соответственно, были идеи решений и идеи тех проектов, которые нужно реализовать для их подопечных в первую очередь.

"Добро Mail.Ru" выбрало для поддержки проект "Валерьянка" с весьма интересным названием. Это история по то, что многим людям нужна помощь. У нас у самих есть сервис "Маяк", который помогает легко найти благотворительную организацию, которая помогает в том или ином случае, но самим фондам нужен ресурс с такой поддержкой, который бы позволил увидеть одновременно одну и ту же заявку от одного и того же человека. Это надо для того, чтобы понять, кто над этой заявкой уже работает, кто уже взялся за это, чтобы работа не дублировалась. Потому что часто бывает так, что один и тот же человек или одна и та же семья обращаются в разные благотворительные организации, и довольно сложно отследить путь обращения и не продублировать работу. Понятно, что ресурсов у благотворительных организаций не так уж много. И вот этот ресурс "Валерьянка" будет как раз заниматься такими вещами. Он предоставит фондам возможность видеть заявки от людей. А для людей это будет возможность обратиться за помощью, понять, куда именно нужно обращаться и как это сделать. Там будут также разные полезные инструкции, как получить помощь в том или ином случае от государства в том числе, что тоже важно, потому что иногда какие-то вещи могут решаться без привлечения пожертвований от обычных людей. Потому что это и правда полагается по закону.

А кто помогал всё это разрабатывать?

А. Бабкина: Идея возникла у организации "Все вместе против мошенников", чтобы только честные люди получали поддержку и чтобы не распространялось мошенничество. С ними работали, с одной стороны, наши коллеги из Mail.Ru Group, я участвовала в рабочей группе. Ещё эта штука стыкуется с CRM-системой, которая позволяет отслеживать каждую заявку и понимать, что с ней происходит. Её разрабатывает благотворительный фонд "Дети наши".

То есть, сейчас наша задача превратить эту идею, и мы уже начали это делать во время хакатона, в ещё более чёткое ТЗ и начать помогать всю эту историю реализовывать. Мы её будем состыковывать с нашим сервисом "Маяк". То есть, это будет такая надстройка, которая будет очень полезной и людям, и благотворительным организациям.

Хакатон – это чаще всего про коммерцию и про какие-то инвестиции. А вот про что социальный хакатон?

А. Бабкина: Почему я говорю о том, что мы приближаемся к ТЗ и прототипам, а не к готовым решениям и кодам? Это связано с тем, что во многих случаях благотворительные организации довольно плохо представляют себе, как устроен IT-проект, с чего он начинается, что должно быть в ТЗ помимо мечтаний и смысла жизни. И нашей задачей было во время этого хакатона рассказать о том, каков вообще жизненный цикл IT-проекта. У нас была даже целая отдельная лекция на эту тему. Вместе с техническими специалистами они должны были сначала, по большому счёту, понять, кто является целевой аудиторией проекта, почему ей нужно такое решение, и начать писать техническое задание. Интересно, что многие благотворительные организации, которые участвовали в этом хакатоне, переосмыслили то, что им нужно на самом деле. Например, на старте многие говорили, что всем им нужны приложения. А потом сошлись во мнении, что можно ограничиться просто нормальным сайтом с мобильной версией. Это будет гораздо проще в исполнении, гораздо проще в поддержке. То есть, многие изменили свои идеи, в том числе и что касается формата, который им необходим. Это как раз признак того, что они поняли, в чём суть истории.

А какие проекты вообще были поддержаны на хакатоне?

А. Бабкина: Ещё, помимо "Валерьянки", есть проект, который поддержал "Мегафон". Это Следж-хоккейная лига. Есть такое направление в спорте как следж-хоккей. Это паралимпийский вид спорта, который очень востребован ребятами с инвалидностью, с ограниченными возможностями. У них была очень интересная задача. Им нужно было сделать так, чтобы дети, которые участвуют в их проекте и занимаются данным видом спорта, получали специальные баллы, которыми бы оценивалось их участие в тренировках и т.п., для того чтобы, с одной стороны, геймифицировать процесс тренировок, а, с другой стороны, чтобы у детей и их родителей не было ощущения, что благотворительная организация всё время что-то должна им делать вне зависимости от того, насколько они сами активно участвуют, как соблюдают правила, работают и стараются. Чтобы в результате появлялся определённый азарт. Этот проект, в частности, будет поддержан "Мегафоном".

"Металлинвест" поддержал проекты, которые реализуются в регионах его присутствия. Там один из проектов для молодых мам и для тех, кто ждёт ребёнка. Там вообще нет такого местного ресурса, который позволял бы узнавать всё, что нужно узнать мамам, потому что там есть определённая специфика, связанная с дополнительными льготами, потому что там другая экологическая обстановка. Там есть масса, чего нет на обычных сайтах для мам, которых множество. И некоторые из тех, кому на самом деле нужен был сайт, прямо во время хакатона научились его делать просто на Tilda. Есть такой бесплатный инструмент, никаких инвестиций в него делать не надо. И они сразу увидели, из чего этот сайт должен состоять, какой контент там нужен и что нужно делать. Понятно, что эти решения ещё нужно будет дорабатывать с привлечением ресурсов, но это важно.

Ну а вообще, кто-то вышел от вас с полуготовым проектом?

А. Бабкина: С полуготовым, конечно, нет. Именно потому, что мы фокусировались на технических заданиях. Сейчас перед нашими участниками стоит задача привлечь ресурс не только организаторов, но и других компаний, грантов для того, чтобы этот проект реализовать.

Если говорить про гранты, то на президентские гранты становится всё больше заявок по теме IT. Но их минус, как правило, в том, что они плохо проработаны. Многие не учитывают, что помимо разработчика для приложения, нужна ещё вёрстка, нужно тестирование, дизайн. То есть, это вообще в заявке обычно не учтёно. Благодаря этому хакатону у наших участников теперь точно больше шансов получить поддержку, в том числе в грантовых конкурсах, потому что их заявки учитывают всё, что надо.

Это был первый хакатон подобного рода. Сколько было заявок и сколько в итоге оказалось участников?

А. Бабкина: Заявок было около 50, а участников было 26. Получился довольно серьёзный отсев. Это связано с тем, что мы брали всё-таки достаточно проработанные заявки. То есть, нельзя было взять и общими словами обо всём рассказать. Конечно, мы постарались брать более зрелые заявки, когда люди всё-таки поработали, вникли, оценили свою целевую аудиторию, посмотрели, какие решения уже есть, потому что часто не только благотворительные организации, но и многие другие пытаются изобрести велосипед. И думают, что такого никто никогда не делал. Но на самом деле это признак того, что они недостаточно посмотрели, поизучали вопрос, просто хотели по-быстрому что-то сделать. Поэтому был такой фильтр на входе. Сами благотворительные организации очень серьёзно на самом деле готовились к этому хакатону, потому что нужно было приехать уже с какими-то материалами, наработками для того, чтобы это не было прямо совсем с нуля и работа была эффективней.

Вы вообще получили обратно какой-то отзыв?

А. Бабкина: Да, конечно. Очень важны для нас отзывы от наших коллег, которые приняли впервые участие в такого рода проекте, потому что обычно мы рассказываем о "Добре Mail.Ru" о том, как помочь на "Добре". В этом же случае они помогали своими мозгами. И они, в общем, остались очень довольны. У них загорались глаза, когда они понимали, что, делая что-то, они уже умеют делать это классно, работая именно с этим, они могут то же самое сделать и для некоммерческого проекта. Благотворительные организации, конечно, очень ценят таких специалистов, потому что нанять их за деньги они точно не могут. Например, в проекте Следж-хоккейной лиги участвовал как проджект-менеджер, мой коллега Илья Омелин, и он очень доволен тем, что "Мегафон" их выбрал и поддержит.

В планах есть такие же хакатоны?

А. Бабкина: Это сложный вопрос, потому что этот хакатон был во многом экспериментом. До этого наши конференции совсем не были похожи на хакатоны. Да и сейчас работа не закончилась, потому что мы этих финалистов будем вести ещё в течение года. Будут регулярные созвоны и консультации. Мы будем помогать им привлекать специалистов, если они столкнутся с каким-то тупиком и не будут знать, с кем посоветоваться. А мы будем смотреть, кто к концу года сделает серьёзный шаг. Вот в этом и есть оценка этого хакатона. Её ещё предстоит сделать к концу года. И если так выйдет, что хотя бы половина наших финалистов сделают в итоге хорошее готовое решение, можно будет считать эксперимент с хакатоном удачным и его надо будет повторить.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи.

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация