Служебный вход Перформанс хорош как событие, но на один раз
Персоны
Перформанс в театре.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. Центр Мейерхольда запускает что-то вроде небольшого фестиваля или большого фестиваля, посвященного перформансу в театре и театру в перформансе. А это тема, которая вообще мне кажется одной из самых интересных в последнее время, да и не только мне, как какие-то жанры и практики современного искусства приходят на территорию театра, и как театр приходит на территорию современного искусства. И я рад приветствовать в этой студии арт-директор Центра Мейерхольда – это театральный критик Елена Ковальская. Здравствуйте, Елена.
КОВАЛЬСКАЯ: Добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: И арт-критик Дмитрий Буткевич. Дима, привет.
БУТКЕВИЧ: Добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: И, наверное, первый вопрос будет к Лене: как вообще вы вышли на эту тему?
КОВАЛЬСКАЯ: Ну, я бы разделила два события, которые у нас произойдут в июне. Это фестиваль "Новая драма" и Фестиваль перформанса. Они как бы разные, но на самом деле…
ЗАСЛАВСКИЙ: Я про "Новую драму" вообще ни слова не сказал, но вы решили заодно прорекламировать и "Новую драму". Ну, что же сделать…
КОВАЛЬСКАЯ: Спасибо за такую возможность. Я хотела сказать о том, что эти два события пересекаются между собой. Например, в программу Фестиваля перформанса был отобран спектакль индуса Абишека Тапара.
ЗАСЛАВСКИЙ: Это тот же самый индус, который был на экономическом форуме приглашен Германом Грефом?
КОВАЛЬСКАЯ: Нет, это молодой индус, молоденький, никому не известный. Но я говорила о том, что перформанс мы перенесли в программу "Новой драмы", и здесь так же органично выглядит, как выглядел бы в программе перформанса. Театр сегодня замешивает жанры и способы существования совершенно произвольно, и иногда это дает фантастический эффект. Мы любуемся им и коллекционируем в двух программах, которые на самом деле между собой значительно пересекаются.
ЗАСЛАВСКИЙ: Мне кажется, это вообще хорошо, что перформанс переходит на территорию театра, потому что перформанс – это все-таки по преимуществу жанр недорогой. А хотя, с другой стороны, больших денег не спишешь на это дело…
КОВАЛЬСКАЯ: Ну, я бы поспорила, он еще и плохо продается. Перформанс обладает таким свойством, как событийность, и хорош один раз.
ЗАСЛАВСКИЙ: А он вообще не должен продаваться, да.
КОВАЛЬСКАЯ: А пять раз – уже это не то. Поэтому институционально, в институции театральной ему очень сложно обретаться. И поэтому мы свои перформансы (и те, которые создаются у нас, и те, которые мы собираем с миру по нитке), мы их собираем в отдельную программу. Перформанс – это событие.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, вообще "с миру по нитке" – это как раз очень часто точно к перформансу. Потому что очень многие перформансы, они исполняются в обнаженном виде, там и одна-то нитка становится лишняя. Из наших известных перформенов… Кстати говоря, у вас Федор Павлов-Андреевич, он будет или нет?
КОВАЛЬСКАЯ: Да, он играет свой… вернее, не он, а актриса играет перформанс по пьесе его великой матери "Анданте".
ЗАСЛАВСКИЙ: Да, и он регулярно информирует нас о своих перформативных успехах где-нибудь в Латинской Америке.
БУТКЕВИЧ: Да. Но, кстати, там (в "Анданте"), там нет обнаженного тела на сцене, поскольку там как раз художник Катя Бочавар, и она тщательно упаковала всех этих людей в такие раздутые костюмы.
ЗАСЛАВСКИЙ: Но раздутые костюмы, они дают как раз эффект такой вот изуродованной обнаженной натуры, она такого телесного цвета.
БУТКЕВИЧ: Да, конечно, конечно. Кстати, я думаю, мы с вами постепенно перейдем к разговору о синтезе искусства, о слиянии. Лена, если вы не против, я бы вам вопрос задал. Вы сроки не назвали вот этих вот ваших мероприятий, вы можете их озвучить?
КОВАЛЬСКАЯ: Спасибо. "Новая драма" начнется 5 июня, закончится 10-го. И 20 июня начнется Фестиваль перформанса...
Слушайте в аудиофайле!