Авторские материалы “Эй, парень, бензин не нужен?”: россияне стали искать дешёвое топливо в Сети
Персоны
Россияне ищут дешевый бензин в Интернете. Доски объявлений завалены просьбами продать топливо на 10 – 15 рублей дешевле, чем на заправках. Сколько стоит бензин "из-под полы" и откуда он берется, выяснял экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов.
"Готов купить бензин, анонимность гарантирую": на сайтах объявлений и в мобильных приложениях сейчас полно таких потенциальных покупателей. Условия, которые они предлагают, практически у всех одинаковые, как будто речь идёт о широко известной, заранее отработанной схеме: "Готов брать раз в неделю до 100 литров", "Буду приезжать, куда удобно продавцу", "Оплата наличными или переводом на карту".
Встречных предложений нет. Продавцы топлива на досках тоже присутствуют, но у них – свой стандартный лот: "Берете у нас с бензовоза, а не из колонки, заправка на один раз, привезем сами".
Мы набрали номер одного из таких мобильных "заправщиков" и спросили, сколько стоит у них бензин и какое минимальное количество топлива можно взять. Тот ответил, что отпускает одному покупателю не меньше цистерны, зато цена за литр на 5 рублей ниже, чем на АЗС.
ПРОДАВЕЦ: Да-да, есть такое дело. Но бензин идет от 5 кубов, это минимум бензовоз, 5000 литров. Мы возим с доставкой – получается по 39,5 рублей. Это будет 95-й ТУ. Пробы организуем, можно приехать и взять.
Есть более "щадящие" варианты – у других продавцов: например, от 500 литров на человека. Но все равно предполагается, что у покупателя есть собственная цистерна или очень большая бочка. Цены в объявлении и по звонку расходятся очень сильно. Например, пишут "бензин по 29", а выясняется, что это – печное топливо, и тоже оптом. Бензин, разумеется, отпускают гораздо дороже, под 40 рублей.
На автофорумах можно встретить еще более диковинные предложения – например, бензин по картам или по спецталонам. У всех продавцов примерно следующая история: им "подарили", "дали на работе" или они якобы сами когда-то купил предоплаченную топливную карточку. Пользоваться ею не могут, потому что переехали или машины больше нет. Поэтому и продают – и, разумеется, со скидкой. Точно так же люди обычно перепродают использованные абонементы в фитнес-залы. Тут нет особого криминала, но все же брать бензин с рук – очень рискованная затея, говорит автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
МОРЖАРЕТТО: В основном можно купить у дальнобойщиков, у каких-то людей, которые занимаются профессиональными перевозками. В ситуации, когда дорожает что-то, всегда появляется желание запастись этим чем-то. Вспомните, как у нас гречка дорожала, и некоторые люди ее тоннами скупали. Естественно, никакого толку от этого нет, на всю жизнь не запасешься. А бензин еще и хранить где-то надо. Где ты его будешь хранить? Не на балконе же!
"По талонам" или "с пистолета", то есть на заправке, но у другого водителя-частника, много бензина не купить. Продают всего по 40-50 литров за раз, ради которых нет смысла мотаться в другой город или регион. С оптовыми партиями – другая проблема: они не только слишком большие, но и потенциально самые грязные. Как правило, это не просто слитый где-то на заправке или с машины чистый бензин, а гремучая смесь с нефтебазы, причем, вероятно, украденная. Этой схемой пользовались и во времена дешевого бензина, но сейчас, вероятно, стало больше людей, готовых рискнуть и заправиться таким суррогатом, поясняет аналитик консалтинговой компании "Верген Ойл Групп".
АНАЛИТИК: В его основе – обычный сертифицированный бензин, но на нефтебазе его подвергают блендингу, то есть добавляют туда менее качественный бензин, и таким образом его количество увеличивается, при этом снижается и себестоимость. То есть это такой суррогат.
Топливные эксперты не говорят ничего утешительного по поводу того, как могут повести себя цены в ближайшем будущем. Правительство только что снизило акцизы, что, по идее, должно затормозить цены. Теперь добавился фактор экспортной пошлины – из-за нее, собственно, нефтяникам и выгоднее качать топливо за рубеж, чем продавать его в России. Правительство пригрозило отыграть снижение пошлин обратно, но пока этот сценарий считается маловероятным. Пессимисты полагают: чтобы розничные цены догнали оптовые, им нужно подрасти еще на 2 – 3 рубля за литр.