Авторские материалы Юбки стали длиннее? Это к кризису…

10 июня 2018, 07:00

Персоны

Новая рецессия – на подходе; она будет внезапной и охватит большинство стран. С такими заявлениями на этой неделе выступил Всемирный банк. Его аналитики ссылаются на то, что в этом году в США как раз завершается 10-летний экономический цикл, после которого неизбежно наступит спад. Традиционные показатели, в том числе динамика ВВП, на это не указывают; наоборот, мировая экономика – в лучшей форме, чем когда-либо. Однако существуют нетрадиционные, почти народные приметы, которые неплохо предсказывают рецессию, и ряд организаций пытается строить свои прогнозы на них. Как угадывают кризисы по длине юбок, цвету помады и даже мужскому белью – в сюжете экономического обозревателя "Вестей FM" Валерия Емельянова.

Служба статистики США недавно выпустила совершенно новый и довольно необычный экономический индикатор – количество зачатий. Как показывают расчеты, на его основе вполне можно предсказывать кризисы. По крайней мере предыдущий – 2008 года – он показал очень четко, с чем не справилась ни одна другая экономическая модель. Примерно за полгода до биржевого обвала, когда еще ничто не предвещало краха, американцы каким-то задним умом поняли, что сейчас не лучшее время для зачатия ребенка, и число беременных в США резко упало (примерно на 100 000). Через 9 месяцев, когда кризис уже вовсю полыхал, автоматически упала и рождаемость тоже.

Удивительно, но факт: в кризисы начала 90-х и нулевых было то же самое. Все экономические показатели и прогнозы были в норме, но семьи все равно не спешили заводить детей – и в итоге оказывались правы. Настроения американцев – это вообще отдельная экономическая категория, но чаще они следуют за рынком, а не наоборот, рассуждает директор аналитического департамента "Альпари" Александр Разуваев.

РАЗУВАЕВ: Показатель р/e, то есть капитализация – к чистой прибыли, рассматривается очень серьезно. Американский рынок акций "перегрет"; никто не знает, когда он лопнет. Но учитывая, что Федрезерв ставку повышает, вероятность этого достаточно высока. Если американский рынок акций серьезно упадет, упадет и уверенность американских потребителей, что приведет к серьезной рецессии.

Как у американцев сейчас обстоит дело с зачатиями, пока неизвестно. Столь необычную и редкую статистику собирают и обрабатывают с большой задержкой, так что падение количества беременных могут обнаружить уже после того, как рецессия накроет планету.

Впрочем, есть и более простые, хотя и не менее странные индикаторы – например, индекс рецессий журнала Economist. Он просто считает, как часто в деловой прессе США употреблялось слово "рецессия" за последние 3 месяца, и на этом основании дает прогноз по поводу того, наступит она в последующие месяцы или нет. Выходит эдакий усредненный учет панических настроений среди журналистов и экспертов. Как ни странно, прогноз получается точным: индекс предсказал 3 американских кризиса подряд. Сейчас индекс рецессий – на среднем уровне, но он быстро растет, предупреждают наблюдатели и экономисты. Жесткие прогнозы в прессе появляются неслучайно, на то есть как минимум 2 причины, говорит член совета директоров компании "Финэкспертиза" Агван Микаелян.

МИКАЕЛЯН: На сегодняшний момент существуют очень серьезные угрозы. Они прежде всего связаны с начинающей торговой войной между США и Евросоюзом, призраком торговой войны между США и Китаем. А второй момент – это фантастического размера госдолг Америки, который сейчас обсуждается, не как 10 лет назад – мол, мы самая крутая экономика, мы все выдержим, а уже думают, есть ли этому долгу какой-то предел.

Еще один нестандартный, но очень выразительный способ предсказания рецессии – небоскребы. Как правило, самые высокие здания в мире появляются, когда экономика – на пике, а финансовая и строительная отрасли находятся в состоянии "пузыря". Эта закономерность четко соблюдалась 10 лет назад, причем Россия тогда тоже включилась в "гонку небоскребов", что закончилось серьезным обвалом отрасли и всей экономики. Исследователи установили закономерность: "чем выше стоят, тем ниже упадут"; в наибольшей мере это правило сработало в эпоху Великой депрессии в США. Сегодня самые высокие небоскрёбы строят в Азии, причем не только в Китае: в "соревновании" также участвуют Индонезия, Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Южная Корея и даже такие небогатые страны, как Шри-Ланка и Камбоджа – там сегодня проектируют исполинские здания высотой по 500-600 метров в высоту. Не все эксперты разделяют мнение, что это плохо, но бывает и так, что экономики действительно рушатся именно из-за небоскребов, напоминает главный редактор журнала "Дайджест недвижимости" Михаил Морозов.

МОРОЗОВ: Небоскребы для крупных городов – это элемент престижа, то есть это некая обязательная вещь. И неважно, этой Ханой во Вьетнаме или небольшие азиатские города. Но я знаю один наглядный пример, когда был уже перебор в строительстве небоскребов: это ценовой "пузырь" на рынке Дубая. Там их в один момент действительно стало слишком много.

Иногда в экономике находят еще более поразительные взаимосвязи. Например, есть целый класс предкризисных индексов, построенных на том, как выглядят женщины. В начале прошлого века было замечено: чем длиннее становятся юбки, тем хуже обстоят дела в экономике, и наоборот. В хорошие времена женщины стремились продемонстрировать дорогие чулки и носили короткий подол, в плохие – всё было наоборот. Причем смена тренда происходила задолго до того, как его подхватывали мужчины, соответственно, рынок акций падал или взлетал с некоторым опозданием по сравнению с изменением длины юбок и платьев.

В наше время этот индикатор уже почти не работает – женщины предпочитают брюки и джинсы. Но более или менее работает другая примета – связанная с губной помадой. В кризис и перед ним она лучше продается, чем другие виды косметики. Выглядеть хорошо женщины хотят всегда, а яркая помада – это самый дешевый способ привлечь к себе внимание. Есть в экономике и другие похожие закономерности, говорит директор аналитического департамента ИК "Golden Hills-КапиталЪ АМ" Михаил Крылов.

КРЫЛОВ: Если люди уверены в том, что развитие экономики идет в правильном направлении, то они считают, что лучше вложиться во что-то долгосрочное, и покупают как можно меньше пафосных шмоток. А если рецессия – на подходе, то люди, как правило, пытаются запастись классными пиджаками для того, чтобы держаться за свои рабочие места.

Есть пара таких индикаторов про мужчин – галстуки и нижнее белье. В кризис мужчина стремится сохранить работу и даже готов ради этого надеть галстук (их продажи растут), но экономить все равно приходится, и большинство вынуждены отказываться от покупки белья (его продажи, соответственно, падают). Причем лучше всего с ВВП коррелирует именно мужское белье, поскольку мужчины очень консервативны в его выборе и меняют привычки только в самом крайнем случае.

Хотя звучит все это довольно забавно, индикатор все же используется практикующими аналитиками. Причем их авторство принадлежит не кому-нибудь, а Алану Гринспену – одному из самых известных бывших глав Федрезерва США.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация