Авторские материалы Таксисты-"гастролеры": как "бомбилы" зарабатывают на ЧМ
Персоны
Москву заполонили автомобильные "бомбилы". Клиенты официальных сервисов такси сообщают, что им стало труднее заказывать машину по телефону – на вызов не откликаются вообще, в том числе водители, которые находятся в двух шагах от клиента. Зато по договоренности, за наличные таксисты везут гораздо охотнее. Как водителям удается обманывать систему, которая раньше таких сбоев не выдавала, – разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.
Сообщения про такси последнее время не сходят с новостных лент. В основном пишут про заоблачные цены. Последнее изобретение находчивых таксистов – это раздельный ценник для своих и приезжих. Берут строго по счетчику, но с иностранцев – в евро, заявляя им, что если те хотят платить в рублях, то нужно умножать на 70. Люди рассказывают истории о том, как москвичи, случайные очевидцы такого безобразия, буквально вырывали зарубежных гостей из лап водителей и провожали их до места, чтобы по дороге никто не обобрал.
Наиболее высокая концентрация неадекватных цен – в районе аэропортов, вокзалов и гостиниц. Группа общественников сейчас проводит эксперимент: под видом иностранцев они ходят по машинам с шашечками и пытаются уехать на них в центр. Заявленная стоимость – впятеро выше, чем обычно, сообщил нам координатор проекта "Безопасная столица" Антон Акишин.
АКИШИН: Вот мы сейчас прибыли на Белорусский вокзал. Наш тайный покупатель сейчас подходит к таксистам и просит довезти его до Красной площади. Наш тайный покупатель – иностранец, он говорит на английском. К первому подошли, сказал, что стоить это будет 1500 рублей. Посмотрели на "Яндексе": цена от вокзала до площади – 299 рублей. Соответственно, цены завышают в 5 раз.
Если пытаются посмотреть у водителя сопроводительные документы, то, как правило, ничего у него нет. Ни маршрутного листа, ни приписки к таксопарку, ни медсправки, ни даже техпаспорта на автомобиль. На форумах и в группах для таксистов пишут, что это сезонные "гастролеры", они приехали подзаработать на время чемпионата. Обзавестись шашечками, кстати, нетрудно. В Интернете масса предложений о сдаче в краткосрочную аренду уже зарегистрированных такси. Обычно для Москвы это редкость, машины сдают и берут сразу как минимум на месяц. А тут – 1000 рублей в сутки, и выходишь на маршрут, как пишут зазывалы из таксопарков, "уже через несколько часов, получая больше 1000 рублей за каждый заказ". Ни агрегаторы, ни власти не ожидали такой прыти от полулегальных таксистов, признается депутат Мосгордумы Инна Святенко.
СВЯТЕНКО: Те, что завышают цены, не являются официальными такси и не имеют лицензии. По моим ощущениями, этот спекулятивный бум, который сейчас возник, может быть устранен, если гостей будут информировать, что у нас есть приложения и есть услуги, когда до момента посадки в данную машину человек уже знает, сколько будет стоить его маршрут.
Как сообщают недовольные клиенты, совет по поводу приложений не всегда работает. Бывают вопиющие случаи, что машин, промаркированных рекламой агрегатора, рядом полным-полно, но ни одна из них не реагирует на вызов из приложения. Зато те же самые таксисты согласны везти втридорога за наличные. В теории такого быть не должно. Программа настойчиво предлагает заказ именно ближайшему к точке вызова водителю, и если тот его игнорирует, то тем самым он ухудшает свой финансовый рейтинг. Условно говоря, в следующий раз тариф для данного конкретного таксиста будет ниже. Водители об этом знают и ради сиюминутного заработка не рискуют сбрасывать обычные заказы.
Несложно догадаться, что тем, кто приехал на заработки на пару недель и таксует не из своей машины, абсолютно все равно, что у него будет с рейтингом. Эта схема использовалась и раньше, но сейчас количество полулегальных "бомбил", кажется, действительно выросло, делится своим опытом автоэксперт Андрей Осипов.
ОСИПОВ: Когда я сел в такси, у меня приложение выдало, что водитель будет такой-то, а оказалось, что там совсем другой. Он мне говорит: "А, ничего страшного, у нас одна лицензия на двоих". Слава богу, он ехал нормально, я от услуг отказываться не стал. Но тем не менее это достаточно показательный факт. То есть на одной машине с одним и тем же номером по одному и тому же зарегистрированному персонажу может работать вовсе не этот персонаж. Вспоминается известный фильм про так называемый корейский метод, когда один едет, а другой спит в багажнике. Кто ж их отличит?
Пройдет чемпионат – волна "бомбил" схлынет, полагают эксперты. А пока, чтобы защититься от них, нужно запастись терпением и номерами проверенных таксопарков. То есть предлагается вызывать такси по старинке – со звонка. Тарифы там примерно на уровне агрегаторов, тем более что они пользуются тем же "Яндексом", Gett и Uber, а затем распределяют полученные заказы между своими водителями.