Служебный вход Фестиваль "Традиция": уникальная и московская история
Персоны
"Традиция" – что это за фестиваль? Об этом культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский беседовал с продюсером, режиссером Эдуардом Бояковым в программе "Слубежный вход" на радио "Вести ФМ".
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И сегодняшний наш гость – это продюсер, режиссер Эдуард Бояков. Эдуард, добрый день.
БОЯКОВ: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Говорим мы о фестивале "Традиция", который впервые, как я понимаю, случится в этом году. Нет, не впервые, а во второй раз.
БОЯКОВ: В усадьбе "Захарово" – во второй раз, а вообще в третий.
ЗАСЛАВСКИЙ: Это часть музея-заповедника "Пушкино". И автором этого фестиваля, одним из авторов стал Эдуард Бояков.
БОЯКОВ: Вместе с Захаром Прилепиным.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да. Что это за история, и дойдет ли она до Москвы?
БОЯКОВ: Вообще-то это история московская, конечно. Мы воспринимаем этот фестиваль как московский. И не только потому, что он расположен в пригородах, что называется, и не только потому, что это совершенно уникальная для Open Air логистика – всего 70 минут с Белорусского вокзала, и мы оказываемся на перроне, буквально в нескольких сотнях метрах от усадьбы "Захарово". Это невероятное место, это место, где Пушкин рос, куда Пушкин в пятилетнем возрасте попал и учился одновременно и по-русски говорить, и плавать, встретился именно там с Ариной Родионовной. Ну, в общем-то, случилась такая первая детская инициация, что называется. Это действительно святое место, мне кажется, для каждого человека, кто интересуется не только русской поэзией, но и русской культурой. И вот в этом месте, которое обладает таких феноменальным гением, что называется, мы решили проводить фестиваль, который объединяет самые разные жанры.
ЗАСЛАВСКИЙ: Поскольку в разные годы, в разные эпохи ты начинал самые разные фестивали: и "Золотая маска" в нынешнем виде – это то, что сделано во многом руками и идеями Эдуарда Боякова, и фестиваль "Новая драма", который сейчас возрождается, придуман был тоже при твоем участии, и "Большая перемена", и "Текстура". Что я не назвал?
БОЯКОВ: Ну да, можно еще назвать "Пасхальный фестиваль", который мы придумали вместе с Валерием Гергиевым.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да, да.
БОЯКОВ: В общем-то, фестивалей действительно придумано много.
ЗАСЛАВСКИЙ: Так, Чеховский остался только один.
БОЯКОВ: Нет.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да-да-да, который без…
БОЯКОВ: Да, без меня. Но, тем не менее, этот фестиваль очень, очень дорог, и не только потому, что это последний, что называется, проект. А потому, что это попытка, в общем-то, наконец-то собрать воедино самую разную энергию. Все-таки "Пасхальный фестиваль" – это фестиваль музыкальный, "Золотая маска" – это фестиваль театральный. Фестиваль "Текстура" – это фестиваль, совмещающий театр и кино, "Новая драма" – чисто театральный", ну и так далее, и так далее. Вот сегодняшнее время – это, конечно, не время узких жанров. Сегодняшнее время – не время, когда какой-то один вид искусства может быть понят, может быть осмыслен зрителем, осознан в отрыве от того, что происходит на границах. То есть самые интересные вещи в искусстве происходят на границах. Этот процесс мы можем наблюдать в выставочных залах, когда оказываемся внутри перфоманса, и нет у нас ответа на вопрос – это театр или это современное искусство.
Мне кажется, этот же феномен вы в ГИТИСе рассматривали во время недавней выставки художников. Оказываясь в театральном зале, мы очень часто говорим: а разве это не Contemporary Art? Оказываясь в кино, ну можно вспомнить относительно недавнюю победу таиландского режиссера, который всегда был и, в общем-то, остается специалистом именно в выставочных технологиях, который занимался всю жизнь видео-артом, и здесь ему вручают в Каннах приз как самому главному кинорежиссеру. В общем-то, была революционная ситуация, которая сравнима с известным событием получения главного каннского приза Майклом Муром за документальное кино.
В общем-то, границы жанров стираются, и слава богу. Это очень интересный процесс, надо понимать, надо видеть и наблюдать эти вещи. Мне кажется, возможность оказаться внутри этого творческого котла, внутри творческой лаборатории – это та возможность, которую современный фестиваль может предоставить.
Полностью слушайте в аудиофайле