Авторские материалы В спальных районах – не пить
Персоны
Алкоголь могут убрать из спальных районов. В Минздраве подготовили концепцию новой реформы, которая предполагает, что продажа спиртного будет разрешена только в крупных специализированных магазинах. Эта идея собрала десятки тысяч подписей в свою поддержку, однако вызвала неоднозначную реакцию среди экспертов и наших радиослушателей. Все за и против выслушал экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов.
Полный запрет на продажу алкоголя смогут вводить для целых районов. Пока это – только концепция, а не закон, однако ее уже рассматривают в Госдуме. Изначально суть идеи состояла в том, чтобы отозвать алкогольные лицензии у магазинчиков в жилых домах. Позднее концепцию расширили: даже в отдельно стоящих супермаркетах, если они находятся в спальных районах, никакого спиртного продавать нельзя, поясняет главный психиатр-нарколог при Минздраве Евгений Брюн.
БРЮН: Мы теперь переформулировали эту задачу так, чтобы из спальных районов убрать алкоголь в крупные алкогольные маркеты – чтобы его не было в шаговой доступности. В свое время было принято очень хорошее решение – убрали алкоголь подальше от метро, из маленьких палаток. Думаю, настал момент, когда можно сделать следующий шаг и отдалить алкоголь от мест проживания людей.
Это предложение вызвало как бурную поддержку, так и лавину возмущений. Десятки тысяч людей поставили свои подписи под концепцией, считая, что она позволит побороть алкоголизм в стране. Однако голосов против запрета – тоже очень много. Если торговлю вынесут за пределы спальных районов, то она переместится по большей части в центр или оптовые магазины за городом. Таким образом, говорят скептики, алкоголь для многих станет недоступным вообще. В спецмагазинах цены, как правило, выше среднего. А в оптовых закупать придется сразу ящиками.
Есть еще вариант с заказом по Интернету и доставкой на дом, но это тоже обычно недешевое удовольствие. По словам экспертов, цены могут вырасти не только на алкоголь, но и на прочие продукты. Зачастую спиртные отделы "тянут" весь магазин, обеспечивая до 40% выручки, говорит президент Гильдии маркетологов Игорь Березин.
БЕРЕЗИН: Поскольку цены на алкоголь не регулируются, соответственно, наценки могут быть значительными, и это дает розничной торговле хорошую прибыль. Если ее у них отобрать, магазины будут компенсировать потери, повышая цены на гречку, сахар, масло, мясо, рыбу и все прочие продукты. Пострадают абсолютно все граждане, даже те, которые никогда не употребляют алкоголь.
Поборники здорового образа жизни приводят свои аргументы. По их словам, магазины, которые зарабатывают на алкоголе, – это в основном "грязные лавки у дома", и никаких полезных продуктов там не купить. Ассортимент у них сводится, собственно, к выпивке, закуске, запивке и так называемой мусорной еде: орешкам, чипсам, батончикам и прочей сомнительной снеди. В продуктовой корзине россиян такие торговые точки занимают незначительную долю, поскольку люди уже привыкли закупаться в супер- и гипермаркетах, где и выбор больше, и цены зачастую ниже. Да и в целом статистика – на стороне тех, кто выступает за запрет на продажу алкоголя. Чем меньше соблазна у покупателей перед глазами, тем реже люди пьют и меньше спиваются, замечает председатель правления Совета по общественному здоровью и проблемам демографии Дарья Халтурина.
ХАЛТУРИНА: Есть страны, где законодательство очень сильно отличается в регионах и провинциях, как, например, в США, Канаде, Австралии. И там очень легко сравнивать разные режимы торговли. Да, есть вполне четкая корреляция – чем меньше магазинов с алкоголем, тем меньше с ним проблем. То есть количество точек продаж лучше уменьшать.
Впрочем, эксперт оговаривается, что в России сложилась своя практика регулирования алкогольного рынка. Например, правительство в целом и Минфин в частности традиционно блокируют слишком жесткие ограничения продажи спиртного, чтобы не провоцировать бизнес на уход в подполье, поскольку это снизит сборы в бюджет от налогов и акцизов. При этом часто приводят в качестве аргумента неудачный опыт сухого закона в США и провал горбачевской антиалкогольной кампании. Последние запреты, уже в современной России, например, на продажу спиртного в ночное время, тоже имели неоднозначные последствия. Например, ожидалось, что любители выпивки научатся пить более цивилизованно, в питейных заведениях, но ничего подобного не произошло ни в центре, ни на окраинах городов, рассказывает гендиректор компании HURMA management Group Дмитрий Левицкий.
ЛЕВИЦКИЙ: Похожие идеи уже звучали, когда запрещали продавать алкоголь после 11 вечера. Все думали, что люди ринутся в рестораны, бары и будут пить там. На самом деле ничего такого не произошло. Сколько-либо заметных тенденций таких нет. К тому же возникает вопрос: чем жители спальных районов отличаются от жителей центральных? Это уже дискриминация по месту жительства.
Единственным ощутимым результатом уже введенных запретов стало то, что на улицах и в подъездах действительно перестали пить. Но что касается новых ограничений, то эксперты говорят, что они вряд ли будут приняты, причём, скорее всего, по чисто формальным причинам – в законах нет такого понятия, как "спальный район", и описать его практически нереально. Непонятно, где будут проходить границы этих районов и что делать с магазинами, которые находятся рядом с жилыми массивами в центре. Или наоборот – на выездах шоссе у промзон, где фактически никто не живет, но район все равно называют спальным.