Авторские материалы Чудо второго плана: Лии Ахеджаковой – 80

9 июля 2018, 13:02

80 лет исполнилось народной артистке России Лии Ахеджаковой – одной из самых знаменитых и любимых актрис в нашей стране, известной по ролям как в театре, так и в кино, особенно в фильмах Эльдара Рязанова. О прошлом и настоящем Лии Меджидовны рассказывает обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Уроженка Днепропетровска и народная артистка России, да и всего постсоветского пространства, Лия Ахеджакова отмечает юбилей. И это праздник для всех, кто по-настоящему любит отечественное кино – лучшие, тончайшие его образцы, своеобразным символом и душой которых Ахеджакова умудрилась стать, даже играя там второстепенные роли. Хотя несправедливо говорить только о кино: она – и незаурядная театральная актриса, настоящая звезда "Современника", лучших спектаклей Галины Волчек – например, "Крутого маршрута" – и Романа Виктюка – в частности, "Квартиры Коломбины" по Петрушевской, где Ахеджакова сыграла сразу несколько равно замечательных ролей.

Но все равно прежде всего в сознании масс Ахеджакова – персонаж из кино. Она незабываема в картинах Эльдара Рязанова, причем равно великолепна в картинах классического периода, лучших комедиях мастера, где обычно составляет часть ансамбля – это и "Ирония судьбы, или С легким паром", и "Служебный роман", и "О бедном гусаре замолвите слово", – и в поздних, более спорных, трагикомических картинах, где ее талант спасает иногда не самый удачный сценарий, превращая фильм в чудо: таковы "Небеса обетованные", "Старые клячи", "Андерсен".

Однако ограничивать дар Ахеджаковой этими ролями второго плана и восхитительными эпизодами, где она показывает свою способность сочетать комическое с пронзительным, гротескное с тонким, построенном на нюансах, не стоит. Алексей Герман, непревзойденный виртуоз так называемого второго плана, который в его фильмах всегда важнее первого, сразу рассмотрел эту особенность Лии Меджиджовны, создав незабвенный образ Женщины с часами в "Двадцати днях без войны".

И сегодня лучшие из лучших продолжают снимать Ахеджакову, используя ее уникальную актерскую природу и особенное сияние. Это и Кирилл Серебренников, у которого она сыграла невероятно яркую роль в его фильме-манифесте "Изображая жертву" – по стечению обстоятельств, как раз сейчас эта лента перевыпущена в прокат, ее можно увидеть на большом экране, – а потом вернулась для маленького, но знакового появления в его же картине "Лето". И, конечно, Сергей Лозница: в его сатирической и сюрреалистической фантасмагории, основанной на прозе Достоевского, "Кроткая", Ахеджакова сыграла невероятную роль – правозащитницы, которая одной рукой спасает униженных и оскорбленных, а другой – сотрудничает с их палачами.

Лия Ахеджакова – редкий пример, без преувеличения, великой актрисы, не сыгравшей в кино ни одной значительной главной роли, но сумевшей превратить каждую из второстепенных в важнейшую. Редкий и невероятный талант.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация