Служебный вход Певец в музыкальном театре: нюансы профессии

28 июля 2018, 00:10

Персоны

Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко отмечает 100-летний юбилей.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Московского Академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. И мы подумали, что это замечательное событие, которое стоит не одной, а может быть, даже нескольких передач. И так получилось, что первая – это будет разговор с тремя солистами оперной труппы, все трое – выпускники ГИТИСа. И я рад представить в этой студии Дарью Терехову. Здравствуйте, Дарья.

ТЕРЕХОВА: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: Марию Макееву. Здравствуйте, Мария.

МАКЕЕВА: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: И заслуженного артиста России Романа Улыбина. Здравствуйте, Роман.

УЛЫБИН: Добрый день.

ЗАСЛАВСКИЙ: И, наверное, первый вопрос. Чем вы занимаетесь вообще, когда вот лето, вы занимаетесь какими-то заработками, сводите концы с концами, ремонтируете? Что вы делаете летом, когда…

ТЕРЕХОВА: Ремонтируем души…

МАКЕЕВА: Поскольку отпуск у нас в театре начинается всегда обычно официально с 1 августа, у нас есть фактически месяц на то, чтобы отдохнуть от сезона. Но, естественно, я думаю, что мы не только отдыхаем, поскольку профессия нас обязывает даже в отпуск заниматься. Я, допустим, иногда езжу на какие-то конкурсы оперные, либо это какие-то выступления, концерты. Мы готовимся к новому сезону, учим новые партии, но очень-очень всегда стараемся по максимуму еще успеть отдохнуть, потому что обычно, конечно, в театре работы много, к счастью. И мне кажется, что вот отдохнуть – это тоже очень необходимо для любого солиста.

ЗАСЛАВСКИЙ: А вы вообще поете в отпуск или нет?

УЛЫБИН: Нет, в отпуск мы стараемся не петь, голосу нужно хотя бы месяц в году дать возможность релаксировать. Потому что на протяжении сезона обычно, слава богу, часто приходится петь – шесть спектаклей в месяц, семь, пять – в зависимости от репертуара и твоей личной занятости. И это требует максимальной концентрации, заботы о своем здоровье и поддержание голоса в постоянной форме – и психической, и физической. Для того чтобы выйти на сцену, нужно все-таки набрать и быть готовым к этим стрессам, скажем так, испытаниям. И поэтому отпуск – это счастье, когда можно быть простым, обычным, не думающем о своем физическом состоянии и голосе человеком.

ЗАСЛАВСКИЙ: Но вы же все равно не можете не думать о голосе?

УЛЫБИН: Можем, можем. Вот забыли на три недели, что мы артисты, певцы, а просто люди.

ЗАСЛАВСКИЙ: А что, у вас отпуск всего три недели?

УЛЫБИН: Часто да. Ну, когда уезжаешь на море, там допустим, отдыхать. Когда в Москву возвращаешься, обычно к сентябрю уже бывают концерты – Дни Москвы, мероприятия разнообразные. Мне лично нужна одна неделя для того, чтобы я из отпускной вернулся в более-менее пристойную вокальную форму. Неделю я восстанавливаюсь, потом могу выходить петь.

ЗАСЛАВСКИЙ: А что это нужно делать в эту неделю?

УЛЫБИН: Начинаешь распеваться. Голос за три недели превращается в нераспаханную целину, связки опять нужно делать эластичными, растягивать упражнениями диапазон вниз-вверх, выстраивать линию, ну для того, чтобы голос вновь превратился в рабочий инструмент.

ЗАСЛАВСКИЙ: А вот это то, про что вы сейчас рассказываете, и вот два из трех гостей (просто мы на радио, и поэтому если кто-то молчит, то приходится все время напоминать, что здесь не два, а целых три гостя), то, про что вы сейчас рассказали, этому учат в ГИТИСе, вообще этому учат в школе? Или это то, к чему вы приходите путем, как это называется, проб и ошибок?

ТЕРЕХОВА: Нет, ну конечно, есть и пробы, и ошибки. Но есть наши педагоги, которые нас научили чему-то в этой жизни, привели нас в эту профессию. И мы со временем каждый изучили свой аппарат, мы знаем, что ему нужно, сколько ему нужно, как ему нужно. Кто-то вот отдыхает три недели, кто-то себе это позволить не может и должен работать даже…

ЗАСЛАВСКИЙ: Тот, кто вот настоящий талант, он себе…

ТЕРЕХОВА: Нет, наоборот.

МАКЕЕВА: По-разному отпуск складывается.

ТЕРЕХОВА: Да, по-разному. Поэтому здесь ты можешь учить мозгами, не обязательно петь что-то в голос, ты можешь учить текст. Допустим, там если опера на итальянском, ты пытаешься выучить этот текст, понять его, перевести, закрепить как-то в голове. А потом ты начинаешь распеваться, начинаешь подготавливаться к новому сезону, к новым партиям. Голос – это связки, мышцы – так же, как у спортсменов. Спортсмен не может после трехнедельного отпуска взять и побежать дистанцию, он все равно начинает разминать свои связки, мышцы и подготавливать себя к форме. Потому с нашими мышцами то же самое.

Слушайте в аудиофайле: кто самый большой ангел-хранитель певца, как восстанавливают голос профессионалы после летнего отдыха, почему важные партии губительны для молодого артиста...

Служебный вход. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация