Актуально В ЦАР самый неприятный тип конфликта – религиозного толка
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.
Центральноафриканская Республика, как выясняется, – государство христианское. Христиане различных конфессий составляют около 50 процентов населения, а на долю мусульман приходится лишь 15 процентов. В 2013 году на территорию этого государства вторглись отряды повстанческой мусульманской организации "Селека", которую подозревают в убийстве российских журналистов. Каким образом сегодня религия влияет на противостояние в ЦАР и вообще на Африканском континенте?
Мнение профессора Московского государственного лингвистического университета, исламоведа Романа Анатольевича Силантьева.
Р. Силантьев: Действительно, религия влияет, поскольку гражданская война может происходить в разных видах. В Руанде один народ, разделившийся на два субэтноса, убивал друг друга, а религия там была одна. Это может быть, например, классовая война. А в Центральноафриканской Республике мы имеем типичный конфликт религиозного характера, когда сначала люди, провозгласившие себя мусульманами, начинают убивать инаковерующих, а потом инаковерующие, в данном случае христиане и язычники, объединяются и начинают резать мусульман. Это известное движение "Анти-балака". В конце концов, ожесточаются и они. И начинают вырезать и мирных мусульман. И это постоянно с каждым витком накручивается. Это самый неприятный тип конфликта – религиозного типа. Конечно, искусственно индуцированный ваххабитами, которые являются главными возмутителями спокойствия в такого рода регионах.
Авторитет ООН очень низок. Сегодня это не та организация, которая она была 50 лет назад. И сил вооружённых у неё особенно нет. Тем более, люди погибают в таких конфликтах, в том числе и в других странах. В ЦАР погибали солдаты ЮАР. Поэтому желающих умирать за интересы стабильности в Центральной Африке не так уж и много. Поэтому эти конфликты обычно пытаются как-то консервировать, и особо не вмешиваться. Считают, что оно того не стоит. Да, людей убивают, но это происходит далеко от Европы и США. Где кого убили в Африке, население этих стран не особенно беспокоит.
В постколониальной Африке не очень много стран могут быть образцом процветания. Кому-то, конечно, повезло, кто-то сейчас выкарабкивается, но в целом Африка, особенно её северная и центральная части, не ассоциируются ни с миром, ни с порядком, ни с процветанием.