Картинка

Авторские материалы Спасение экстремалов – за их счёт

6 сентября 2018, 18:04

Персоны

Полис во спасение. МЧС предлагает законом обязать всех туристов-экстремалов приобретать дополнительные страховки, на случай если их придется извлекать из горных ущелий, из-под лавин, ловить на стремительных реках или возвращать на землю с отколовшихся льдин. Подробности – у обозревателя "Вестей FM" Сергея Артемова.

Тысячи людей отправляются ежегодно по разным, как принято говорить, потаенным уголкам нашей большой страны – отдыхать, впрыскивая себе в кровь адреналин. Горные восхождения и подводное плавание, полеты на парапланах и спуск на лодках по стремительным рекам: говорят, что, один раз попробовав такие развлечения, оторваться от них уже невозможно.

И каждый новый отпускной сезон – летний или зимний – становится "горячим" не только для туристов-экстремалов, но и для МЧС. Именно его сотрудникам приходится отправляться на спасение жизней людей, которые внезапно – или по своей чрезмерной удали, или из-за резкой смены погоды – становятся беспомощными заложниками стихии. Привлекаются техника и люди, а незадачливые туристы потом жмут всем руки, говорят "спасибо" и едут домой, отмечает управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП Сергей Егоров.

ЕГОРОВ: МЧС сейчас действует на основании федерального закона, который не предполагает выставление спасенным им людям счета за соответствующие расходы, поэтому если вы как турист где-то потерялись и вас пришлось спасать, то это – бесплатно.

Но любая работа требует средств. Спасение – не исключение. Тонна керосина для вертолета Ми-8 стоит 50 000 рублей. Это – чуть больше часа полета. А еще – масло для двигателей, зарплата экипажа и механиков, амортизация самой машины, оплата услуг метеорологов, продление сертификата летной годности. Итого – час привлечения вертолета может потянуть на 80 000 – 90 000 рублей.

Сотрудники МЧС несколько лет назад не раз намекали, что в зонах, где действует прямой запрет нахождения людей из-за грозящей им опасности, вынужденные спасательные работы они будут вести за счет спасаемых. То есть сначала помогать, а потом выставлять счета. Касалось это акваторий Финского залива и острова Сахалин, куда на лед весной отправлялась масса рыбаков – и на отколовшихся льдинах их уносило порой на несколько километров от берега. Но реально никого раскошелиться так и не заставили, вспоминает Сергей Егоров.

ЕГОРОВ: Поскольку закон не предусматривает выставление счетов каким-то другим лицам, кроме как бюджету, то, несмотря на предупреждения и такое очевидно небрежное поведение рыбаков, материальных претензий им никто не выдвигает.

Суть работы МЧС – бюджет платит деньги сотрудникам ведомства, чтобы они первыми пришли на помощь при разгуле стихии. Бюджет – наши налоги. И мы согласны, когда наши налоги идут на оказание помощи согражданам в зоне наводнений, землетрясений или лесных пожаров; это – неподвластное человеческому разуму проявление могучих сил природы.

А когда турист отправляется в горы, попадает там под лавину, и нужно высылать вертолеты и отправлять снегоходы, конечно, спасение жизни – вещь важнейшая, но кто из посторонних захочет оплачивать это своими собственными налогами, если горы и речные перекаты ему самому абсолютно не интересны?

По идее МЧС, спасение экстремалов нужно сделать делом самих экстремалов. По страховому принципу. Заплати небольшие деньги, и, если все прошло хорошо, можно наслаждаться завистливыми комментариями друзей под фото в соцсетях. Если же случилась беда – страховая компания оплатит все расходы спасателей. Это – нормальный элемент так называемой цивилизованной социализации, чтобы человек своей персональной активностью не создавал дополнительную налоговую нагрузку на общество. И, например, в выездном туризме все к этому привыкли – при отправлении на заморские курорты все покупают страховки. Хотя эти документы на границе не проверяют, но люди отвечают за себя сами.

Насколько интересным такое развитие страхования окажется для бизнеса? И хотя повод для обсуждения есть, полагает гендиректор медиа-группы "Страхование сегодня" Андрей Веселков, в целом страховщики не очень обрадуются потенциально навязанной им услуге.

ВЕСЕЛКОВ: Во-первых, именно в силу очень низкого охвата, а во-вторых, это очень сложный вид. Это же не массовое страхование выезжающих за рубеж, где легко унифицировать тарифы, легко обеспечить массовость сбыта – очень технологичный, простой и удобный вид. Но и там бывают истории, когда не хватает денег на репатриацию, на лечение и так далее. Здесь же все будет просто кратно. Если представить туриста где-нибудь на плато Путорана под Норильском, туда очень сложно попасть. Это – огромные расходы. Тут непонятно, как устанавливать лимиты, как считать тарифы. Сделать такой универсальный полис, как для выезжающих, еще раз повторю, невозможно. Полис требует андеррайтинга.

Идея МЧС все же – навскидку – кажется правильной, резюмирует Сергей Егоров. При правильной реализации.

ЕГОРОВ: Все-таки перекладывать расходы за спасение отдельных туристов на плечи всех налогоплательщиков – несправедливо. Другое дело, что такой механизм будет работать, когда какие-то будут установлены санкции за то, что турист отправился в опасную местность и не оформил себе полис (хотя бы административное наказание). Либо – штраф, либо – какое-то другое соразмерное наказание за то, что он не подумал и проявил небрежность, которая вылилась в глобальную спасательную операцию, стоящую значительных денег.

И если МЧС осторожно говорит о возможной сумме страховки в 1000 рублей за день, то штраф должен быть больше этой суммы, чтобы страхование стало не только полезным, но и экономически эффективным. Однако для этого придется править не только закон о страховании, но и административные кодексы – как общефедеральный, так и во всех регионах, где любят "отрываться" туристы-экстремалы.

Остаются и другие практические вопросы. Применима ли будет такая страховка только к туристам или вообще по факту любой спасательной операции МЧС? Ведь в горах порой человека в яркой одежде с вертолета можно увидеть за несколько минут, а грибника, который основательно заплутал в лесах средней полосы, несколько суток сотни людей пешком и на вездеходах могут разыскивать. И это выльется в куда большие расходы. Значит – вместе с лукошком нужно будет прихватить с собой и страховой полис?

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация