Картинка

Авторские материалы Такси – хорошо, а райдхеллинг – лучше!

27 мая 2025, 15:18

Персоны

На смену такси приходит краткосрочная аренда машины с водителем. Так перевозчики пытаются обойти новые требования к такси по ежедневному прохождению техосмотра, медосвидетельствования, покупки дорогой страховки и прочих законодательных отягощений таксистской деятельности. При этом аренда автомобиля с водителем обходится без всех этих сложностей, и к тому же – вполне юридически допустима. Правда, если речь идет об одном-двух заказах в день. Если больше, то у водителя такой арендуемой машины всё же могут возникнуть сложности с законом. Тему продолжит Сергей Гололобов.

Деятельность такси зарегулирована до предела. Так, по крайней мере, считают организаторы таксистского бизнеса. Каждый день таксистам нужно ставить машину на техосмотр, а самому проходить медосмотр, покупать специальное таксистское ОСАГО, которое раз в 10 дороже простого. Плюс надо покупать еще страховку перевозчика ОСГОП, каждый день выписывать путевые листы, не иметь права работать в соседних регионах и так далее. Полное соблюдение таксистского законодательства доступно лишь на крупных автопредприятиях больших городов. Поэтому в Москве, например, абсолютное большинство таксистов – лицензированные профессионалы. А в провинции часто нет линий для ежедневного техосмотра, на который, по идее, машину надо подвозить на эвакуаторе, так как ее движение без ТО запрещено. Также нет автоматов для прохождения медосмотра и прочей таксисткой инфраструктуры. В общем, тяжела жизнь провинциальных таксистов, поэтому они всё чаще стали переходить на другой формат своей деятельности – так называемую аренду машин с водителем. По иностранному – райдхеллинг. Эта модель бизнеса не предполагает дорогого ОСАГО и страховки перевозчика ОСГОП, медосмотров и техосмотров, путевых листов, пояснил директор сервиса заказа такси Максим Шушарин.

ШУШАРИН: Райдхеллинг – это такой мировой сложившийся термин. Это – частник на личном авто, и в массе своей это – подработка. И в массе своей это – одна-две заявки в день, по дороге на работу, по дороге с работы. Ну то есть если я – подработчик, условного соседа подвожу по дороге на работу. У нас 580-й закон в статье 3 прямо предусмотрел – перевозка без разрешения деятельности такси разрешается в случаях, предусмотренных законом. Соответственно, у нас есть две услуги, это – перевозка по заказу и аренда транспортного средства с экипажем. И те, и те легальны. И те, и те означают, что человек не занимается профессиональной деятельностью такси, а занимается ею от случая к случаю.

Естественно, при аренде транспортного средства с водителем не будет выделенных полос, права стоянки на закрытых – например, вокзальных – территориях. Подаваемая машина – личная водителя. Поэтому может быть не самая новая и не самая чистая. Также никаких страховок на пассажира. Зато дешево. Некоторые региональные агрегаторы дают клиенту право выбирать, что заказывать – полноценное такси или просто арендную машину. Только вот власти-то прекрасно понимают, что под вывеской модного райдхеллинга может скрываться чистопородный бомбила. Как правило, в статусе самозанятого. Который не один-два заказа в день, а с утра до вечера только извозом и занимается. А значит, законодательные послабления, полагающиеся для аренды автомобиля с водителем, к нему не применимы.

Как отличить замаскированного таксиста от подработчика? Ну, полиция, в принципе, может отследить перемещения данного конкретного автомобиля по уличным камерам. Если мотается весь день по городу, трётся у ж/д станций – то явно тут не подработка один-два раза в день. Можно также проверить и налоговую историю водителя, дополняет Максим Шушарин.

ШУШАРИН: Я думаю, здесь целесообразно запрашивать в налоговой сведения о выручке. Если у тебя выручка зашкаливает, допустим, для самозанятого – это 2,4 млн в год, ну, наверняка ты врешь, говоря про то, что ты подрабатываешь. Ты работаешь и зарабатываешь нормально. Ну чтобы 2,4 в год заработать, это надо нормально поработать. Тут же речь идёт о том, что, видимо, суды будут по совокупности каких-то обстоятельств оценивать, подработчик ты или профессиональной деятельностью занимаешься.

В Минтрансе пояснили, что при маскировке профессионального извоза под разовую подработку можно попасть на штраф по статье КоАПа "Об осуществлении предпринимательской деятельности без госрегистрации или без специального разрешения (лицензии)". Наказание, вроде бы, небольшое, две-две с половиной тысячи рублей. Но такие штрафы могут выписывать хоть каждый день в случае наличия доказательств правонарушения.

Что же касается профессиональных лицензированных столичных таксистов, то в мэрии уточнили методику их аттестации, которую ввели с 1 марта. При её сдаче таксисты должны знать правила перевозки пассажиров и багажа, порядок действий в чрезвычайных ситуациях. Отдельный список вопросов касается знания города таксистами. Им надо будет знать расположение объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия, медицинских организаций, объектов образования, спорта, органов государственной власти и местного самоуправления, а также путей подъезда ко всем этим объектам. Если не сдать такую аттестацию, то таксисту будет грозить штраф в 5 тысяч рублей.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация