Авторские материалы "Панк-рок жив"
Персоны
Первооткрыватель Nirvana посетил Москву. Британский рок-музыкант и журналист Джон Робб представил в столицу свою книгу "Панк-рок. Устная история". В эксклюзивном интервью корреспонденту "Вестей ФМ" Анне Владимировой Робб рассказал, каким человеком был Курт Кобейн, с кем или чем спорит альтернативная музыка, какой образ жизни ведут настоящие рокеры и что означает для группы приставка "панк".
В узких джинсах, полосатом пиджаке, с дерзким ирокезом и толстой книгой в руках – Джон Робб выглядит модным панком-интеллектуалом. С начала 80-х он играет в крепких, пусть и не всемирно известных группах – The Membranes и Goldblade. А параллельно с этим берет интервью у культовых музыкантов и пишет книги об истории альтернативного рока.
РОББ: Стиль панк – это протест. Но на вопрос против чего – ответ у каждого свой. Нет какой-то определенной идеи, которую отрицает панк-рок, нет четких правил, которые он нарушает. Для одних – это просто шумная, бесшабашная музыка, которая выводит из обыденного, расслабленного состояния. Для других панк-рок – это философия. Это возможность, слушая музыку, уловить крики собственной души. Лично для меня панк-рок – это пространство, в котором можно быть собой, ни на кого не оглядываться, и создавать что-то искреннее.
Робб был одним из первых, кто в 1989 году отрецензировал дебютный сингл группы Nirvana и взял интервью у юного бунтаря с пшеничными волосами по имени Курт Кобейн. Джон вспоминает, что как только прослушал альбом, бросил все дела, улетел в Америку и несколько дней провел вместе с Куртом. Этот парень с гитарой был тогда еще никому не известен. Робб же сразу заметил в нем пульсацию таланта.
РОББ: Курт Кобейн – это даже не целый мир. В нем – несколько миров. Он мог быть и очень тихим, замкнутым в себе. А мог быть ребячливым, экспрессивным. Он писал разные композиции по стилю и настроению – какие-то из них даже созвучны поп-музыке. Эта творческая гибкость сделала Курта культовым парнем. Впрочем, популярности Nirvana есть и более приземленное объяснение: ребята очень много репетировали. Они все время что-то искали, пробовали разные варианты. Сам Курт был такой – в постоянном движении. Он хотел убежать подальше от маленького городка, в котором вырос, от своих детских страхов, переживаний. И вот это его движение отражается в творчестве.
Джон Робб записал почти 500 интервью с исполнителями разных стилей: звезды никогда не отказывают ему в разговоре. Робб признается: иногда суперизвестные персоны в жизни оказываются тихонями.
Sex, drugs, rock-n-roll – кичевый девиз брутальных рокеров, по мнению Джона Робба, – скорее провокация, чем правда.
Меняются времена и музыкальные стили. Культовых кумиров теснят подросшие дети, которые недавно "стреляли" лишние билеты на их концерты. Но панк-рок живет и побеждает слухи о собственной смерти.
РОББ: Те, кому сегодня по 20 лет, играют как-то совершенно по-новому. То, что они делают, не похоже ни на Sex Pistols, ни на The Clash, ни на The Stranglers. То же самое происходит и в R'n'B, и в поп-музыке – молодежь раздвигает границы любого формата. Мы можем не понимать или не принимать это, но им нет дела! Они ведут музыку за собой – в новые времена.
Старая школа панк-рока открыта для юных учеников, шутит Дон Робб. Чтобы попасть в нее нужно иметь море энергии, каплю здоровой агрессии и главное – океан всевозможных идей. Ведь приставка "панк" не только дает право бунтовать, но и обязывает думать.