Авторские материалы Uber: пассажиров-обманщиков не везём!
Персоны
Uber перестанет обслуживать клиентов с низким рейтингом. Правда, пока это касается только Австралии и Новой Зеландии. Правило, которое вступит в силу с 19 сентября, призвано улучшить поведение пользователей сервиса по вызову водителей. Рейтинги пассажиров такси агрегаторы, кстати, составляют и у нас. Как – разбирался корреспондент "Вестей FM" Сергей Гололобов.
Электронные технологии – в борьбе за примерное поведение. После каждой поездки водитель и пассажир могут оценить друг друга, выставив "звёзды" – от 1 до 5 – в приложении агрегатора. И если рейтинг, положим, клиента стремится вниз, то агрегатор (а вслед за ним – и таксист) старается от такого пассажира дистанцироваться. В Австралии и Новой Зеландии это теперь делают на официальном уровне, поясняет автоэксперт Максим Егоров.
ЕГОРОВ: К сожалению, есть такая тенденция, что люди, которые пользуются такси, особенно экономкласса, считают, что здесь тебе должны и машину хорошую подать, и дверку открыть, и спросить, включить ли кондиционер, на какую температуру и прочее. Но многие перестали понимать, что ты заказываешь машину экономкласса, и, наверное, с чем-то придется мириться. Поэтому в данном случае получается как ответная мера – водитель теперь тоже может жаловаться.
Оценка услуги – часто критерий субъективный. Когда, например, друг другу не улыбнулись или в салоне закурили – психологическая несовместимость. Но есть случаи и откровенного мошенничества, когда всё ясно и без эмоций, констатирует председатель общественного движения "Такси-форум" Олег Амосов.
АМОСОВ: Разные мошеннические схемы. Люди ездят на работу практически бесплатно. Они ввели такие схемы, когда деньги с карты списываются, их не хватает, деньги возвращаются, они на следующий день совершают ту же самую поездку, опять списывается, опять не хватает и опять возвращаются. И вот таким образом они какое-то время ездят. Агрегаторы вот эти мошеннические схемы блокируют.
В вышеприведенном случае агрегатор сам автоматически оценивает законопослушность клиента. И если что-то с ним не так, заносит его в черный список. Это, повторим, когда расчет идет по карте. А если наличными? Можно ведь при заказе вписать чужую фамилию. Нет, предупреждает Олег Амосов. Долго обманывать агрегатора всё равно не получится.
АМОСОВ: Не сможете обманывать. К любому аккаунту, во-первых, привязан электронный адрес, по которому вы скачиваете приложение в Playmarket. Во-вторых, номер телефона. И, в-третьих, ID-устройства. Поэтому, например, если вы попали в черный список, вам придется телефон поменять.
Некоторые находчивые пассажиры практикуют не то чтобы откровенный обман, но маленькие хитрости. Так что водителю (а в итоге – и агрегатору) их заказы невыгодны. Поэтому с такими клиентами стараются не иметь дела, добавляет Максим Егоров.
ЕГОРОВ: Насколько я знаю, практически у всех агрегаторов есть... назовем это некой условной системой наказаний, или системой понижения рейтинга того самого клиента, который заказывает короткие поездки, и зачастую ближайшие машины к нему не едут. Ну, не знаю, кто-то там постоянно пользуется по утрам какими-то карточками, скидками и прочее, доезжая до метро за 90 – 150 рублей. Агрегаторы, конечно, об этом не говорят, да и сами таксисты уже знают определенные схемы – каким образом не отказываться от клиента, но и в то же время не обслуживать таких мошенников.
Но есть и обратная – кстати, довольно частая – ситуация, когда мошенниками выступают водители, добавляет Олег Амосов.
АМОСОВ: Они пытаются на вот этих доплатах каким-то образом заработать, оформляя эти заказы, которые вообще не совершают, сами на себя. Платежи не приходят, и они получают какие-то доплаты. То есть этих тоже вычисляют. Это – обоюдоострая проблема, с которой агрегатор начинает бороться с помощью своих алгоритмов.
Любопытно, но у российских таксистов в целом оказался невысокий рейтинг Uber, что вскрылось во время чемпионата мира – всего 4,2. В развитых странах он – выше. Тут сыграло свою роль и незнание нашими водителями английского. Но, признают эксперты, главное – у нас такси на порядок дешевле, нежели в Европе. А для такого уровня цен такие цифры рейтинга – очень даже ничего.