Авторские материалы Не подслушивает, а слышит: всё о "слежке" смартфонов
Персоны
Пользователи все чаще подозревают свои смартфоны в постоянной прослушке. Якобы информация, которую они обсуждали во время телефонного разговора, потом неожиданно всплывает в рекламе. Совпадение или правда? Надо ли бояться собственного гаджета, разбиралась корреспондент "Вестей FM" Ольга Матвеева.
"Вчера в мессенджере посоветовали купить платье на определенном сайте. А сегодня, открыв браузер, вижу рекламу именно этого онлайн-магазина. Хотя прежде я о нем и не слышала. Слежка или прослушка?", – возмущается одна из подписчиц в социальных сетях. Действительно, все чаще пользователи замечают, что информация, которую они ни разу не запрашивали в поисковике, вскоре всплывает в рекламе. По словам заместителя руководителя лаборатории по компьютерной криминалистике Group-Ib Сергея Никитина, нашу переписку и правда читают, но не специальный человек, а программа. Она анализирует пользователей, ключевые слова и продает рекламным агентствам.
НИКИТИН: Почему это происходит? Потому что все эти сервисы – бесплатные. Тот же Google предоставляет отличный почтовый сервис, а взамен получает таргетированную рекламу, которая направлена на него, ему должна быть интересна. У них есть профили: допустим, вы мужчина такого-то возраста или женщина с ребенком. Разная реклама показывается разным категориям и лучше продается.
Казалось бы, ничего сверхъестественного, но возникает вопрос: законна ли передача метаданных из мессенджера? Вполне, ведь это прописано в политике конфиденциальности. Перед тем как установить программу, пользователь сам разрешает доступ к фотографиям или телефонной книжке. Другое дело, когда таргетированная реклама начинает всплывать после личного телефонного разговора. Комитет Сената США по энергетике и торговле даже отправил разработчикам ПО запрос. Чиновники хотели выяснить, собирают ли они аудиоданные без разрешения. Одна из компаний по производству гаджетов ответила, что микрофон остается выключенным до того момента, пока пользователь не произнесёт специальную команду. Сергей Никитин в этом сомневается.
НИКИТИН: Сейчас огромное количество смартфонов имеют голосовых помощников. Они все работают в фоновом режиме, ждут обращения. Практически всегда говорится, что они работают постоянно, собирают эти данные. Но если человеку это не нравится, это можно отключить.
По заверениям разработчиков, функция записи включается, когда хозяин смартфона произносит слово-триггер. Обычно это приветствие или имя голосового помощника. Однако австралийский эксперт по кибербезопасности провел свой эксперимент и выяснил, что подобных "сигналов" – намного больше. Дважды в день в течение недели он произносил фразы, которые потенциально могли бы заинтересовать рекламщиков. Например, "вернуться в университет" и "купить дешевых рубашек". Спустя пару дней похожие предложения появились в рекламе в соцсетях. Эксперт по интернет-технологиям Максим Эмм говорит, что аудиошпионаж теоретически возможен. Но практически, скорее всего, это был анализ старых текстовых сообщений.
ЭММ: Этот процесс разделен во времени, и если человек упомянул по телефону, что он хочет купить духи и ему их показали, это совершенно не значит, что распознали его голос по телефону. Может, он 2 или 3 недели назад искал что-то подобное. Распознавание голоса требует дополнительных затрат, энергии, трафика. Намного проще посмотреть историю поиска.
В любом случае все девайсы, даже самые современные, подчиняются своему хозяину. Сбор информации можно контролировать, ограничив доступ программам. Для этого достаточно зайти в настройки. К тому же никто не мешает купить кнопочный телефон – в последнее время они становятся все более популярными.