Посидим по-хорошему. История. Культура. Личности Леонид Рошаль: "Я до сих пор продолжаю учиться. Даже у своих помощников-ординаторов..."

28 сентября 2018, 21:35

Гость Дианы Берлин – Леонид Рошаль, "Детский доктор мира", президент единственного в мире НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор, доктор медицинских наук.

- Почему Вы стали детским доктором?

Л. Рошаль: Очень просто. Когда я пришёл сдавать документы во второй медицинский институт (ныне – Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова), было два факультета – лечебный и педиатрический. Ноги сами повели меня на педиатрический факультет. Никогда об этом не пожалел.

Могу сказать, что дети лучше взрослых понимают окружающее и стоят на хороших позициях. Я сделал фильм "Война глазами детей" о военном конфликте в Нагорном Карабахе. Я спрашивал детей как с той, так и с другой стороны, и тех, кто посерединке: "Что ты думаешь о войне?". Чем старше были дети – тем хуже было их отношение…

- Я знаю от моих коллег, что как только вы узнали о землетрясении в Спитаке, вы, находясь прямо на рабочем месте, спросили: "Кто со мной" – и поехали. Это правда?

Л. Рошаль: Это была первая территория, куда вылетела наша бригада. У меня была такая гипотеза: помощь детям при катастрофах должны оказывать детские врачи, чтобы результаты были лучше. Когда мы узнали, что травмированы сотни детей, то, несмотря на то, что в Армении хорошие детские хирурги, я понимал – у них просто физически не хватит рук для того, чтобы вылечить всех. Да и со специалистами в Москве тогда было получше.

Мы собрали детскую педиатрическую бригаду, состоящую из хирургов, стоматологов, реаниматологов и медсестёр. Могу сказать, что грузины пришли одними из первых на помощь. Много было там доброго. Да, на конференции у себя в институте я спросил: "Кто со мной поедет?". Поднялся лес рук. Были даже обиженные, которым пришлось остаться дома.

До сих пор мы помогаем всем детям, вне зависимости от национальности, религиозной принадлежности и политических взглядов. После Армении мы полетели в Азербайджан и работали там…

- Вам приходится "выбивать" для работы аппаратуру, или, скажем, то, без чего вы не можете работать?

Л. Рошаль: За последнее время, к сожалению, увеличилось число детей, которые вываливаются из окна. Они опираются на противомоскитные сетки и падают с высоты разных этажей. Около 30% из них – это дети до двух лет. В итоге много сочетанных травм, когда у детей буквально разорваны и голова, и лёгкие, и печень, и почки, да ещё переломы костей. Нам надо таких людей собирать – и для этого у нас в институте всё есть.

По своему оснащению и содержанию наш институт один из лучших в мире. Когда американцы, англичане и немцы приезжают к нам – они просто не верят, что в России созданы такие условия. И высоким результатам лечения удивляются тоже…

Продолжение беседы Дианы Берлин с Леонидом Рошалем слушайте в аудиофайле!

Посидим по-хорошему. История. Культура. Личности. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация