Авторские материалы Красиво сидеть не запретишь?

7 ноября 2018, 19:19

Персоны

Следственный комитет проверит на коррупцию сотрудников колонии, в которой член "банды Цапков" Вячеслав Цеповяз ел крабов и жарил шашлыки. Самому же фигуранту знаменитого дела о массовых убийствах в станице Кущёвской отменили все послабления режима. И теперь он не сможет выйти по УДО. Корреспондент "Вестей FM" Сергей Гололобов выяснял, как на зону приходит роскошная жизнь.

Огромный телевизор, дорогой унитаз, забитый деликатесами холодильник и двухместные комфортные камеры с "евроремонтом": тюремный быт некоторых сидельцев больше похож на санаторный. Но так везет далеко не всем. Абсолютное большинство зеков живут в условиях, мягко говоря, спартанских. А вот для "VIP-арестантов" – все блага.

Как такое возможно? Во-первых, есть легальные способы – денежные переводы на карту. Правда, в месяц с нее можно потратить на продукты где-то в районе 5 000 рублей. Ассортимент тюремного ларька передается в камеру заранее. Человек подает заявление, отмечает нужные ему продукты и получает их через день-два. Клубнику и даже мясо в таком ларьке, кстати, купить можно.

Еще вариант – получить какие-то деликатесные продукты во время свиданий с родственниками. Что, вероятно, и было сделано в случае с Цеповязом. Так по крайней мере утверждает его адвокат. Ну и плюс ограниченные передачи с воли – 30 килограммов в неделю. Можно, например, заказать деликатесный набор в ресторане. Его принесет курьер, а потом, после проверки, продукты передадут в камеру. В общем, главное, чтобы были деньги, рассказал телеканалу "Россия 24" бывший заключенный, бизнесмен Виктор Батурин.

БАТУРИН: Уже есть возможность пользоваться телевизором, душевыми, спортзалом, возможность покупать продукты в ресторане. Поэтому, в общем-то, в современных условиях человек при желании может пользоваться различными благами цивилизации. Но вот передавать это изображение – достаточно затруднительно. Это запрещено.

Причем, чтобы улучшить свой рацион, зеки идут на маленькие хитрости, говорит юрист Валентин Богдан.

БОГДАН: Передачки иногда делают таким образом. Есть так называемые сироты, которым никто не присылает. Ну, на их имя просто приходит посылка. Они довольны, получают какую-то там долю.

Большие деньги приходят с воли на зону только в результате коррупции. Заключенные вступают в бизнес-контакты с персоналом исправительных учреждений. Причем, если речь идет о сравнительно мелких суммах, а также проносе телефонов, сигарет и прочих мелочей, достаточно подкупить рядовой состав колоний. "Подход" к конкретному "контролеру", расценки на его услуги – не секрет для сидельцев, объясняют их родственникам в соцсетях знающие арестантский уклад люди. Ну а крупные суммы обычно передаются в тюрьму уже через людей рангом повыше.

Отдельная тема – "VIP-камеры". Их, по идее, на зонах быть не должно. Но они есть. Видео о нережимной жизни в режимных объектах тоже периодически появляются в Интернете, после чего обычно сразу начинаются проверки. Как было в начале этого года в Матросской тишине. Побывавшие там правозащитники рассказали о камерах с "евроремонтом" (заключенные называют такие камеры "коммерческими"). Чтобы туда попасть, тоже нужно договориться с администрацией. По крайней мере замначальника Матросской тишины, он же – начальник оперативной части, после прокурорской проверки был уволен, напомнил в интервью телеканалу "Россия 24" член общественной наблюдательной комиссии Москвы Павел Пятницкий.

ПЯТНИЦКИЙ: В СИЗО оперативники составляют такой костяк изолятора. Потому что от их желания – не всегда, кстати, законного – может зависеть ваше местонахождение в СИЗО. За этим, чтобы таких перегибов не было, стараемся следить мы, члены ОНК, которые действуют в каждом субъекте федерации, сотрудники прокуратуры и сотрудники собственной безопасности ФСИН. И регулярно выявляются какие-то коррупционные факты, сотрудники привлекаются к уголовной ответственности. Что же касается вот этих так называемых VIP-камер, претендуют на них, естественно, те, кто может как-то финансово заинтересовать.

Устоявшиеся представления о том, что тюрьма для зека – это пребывание на всем казенном, иногда далеки от истины. Наоборот, дело это недешевое, особенно для тех, кто хочет обустроиться за решеткой "с комфортом". Периодически в прессу просачиваются и конкретные цифры – какие суммы приходится затрачивать родственникам "VIP-сидельцев". Так, бывшая жена Вячеслава Цеповяза утверждает, что она отсылала на зону до 3 миллионов рублей ежегодно. Правда, сама женщина утверждает, что лично она никаких продуктов ему не передавала. А весь разразившийся скандал с фотографиями тюремных деликатесов связан с разделом имущества бывших супругов.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация