Картинка

Авторские материалы "Африканская" оплата: мобильные переводы становятся средством ухода от налогов

21 ноября 2018, 17:50

Персоны

Рестораны начали брать оплату денежными переводами. Клиенты заведений рассказывают, что вместо терминала им все чаще предлагают расплатиться по номеру телефона или карты неизвестного человека. Обычно такой метод практикуют теневые продавцы на рынках, в небольших магазинах, салонах красоты или в Интернете. По словам экспертов, это – типичный пример двойной бухгалтерии: таким образом бизнес экономит на налогах и социальных взносах за своих сотрудников. Покупатели тоже рискуют – ошибочный перевод потом вернуть практически невозможно. Экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов – подробнее.

Безналичные платежи развиваются все быстрее, но совсем не в том направлении, как задумывалось изначально. Клиенты ресторанов рассказывают, что им зачастую приходится переводить деньги по номеру карты, поскольку терминал в заведении якобы не работает. Человек заходит в ресторан, не имея при себе наличных, видит логотипы платежных систем, официант подтверждает, что карты у них принимают. Но когда приходит момент расчета, вместе с чеком клиенту приносят бумажку. На ней от руки записан мобильный телефон неизвестного человека, которому нужно перевести деньги посредством мобильного приложения или СМС. Это так называемый африканский способ безналичной оплаты. В беднейших странах по номеру телефона (то есть прямо на личный счет продавца или его хозяина) оплачивают все подряд: покупки на рынке, услуги парикмахера, гасят долги, собирают подаяния. В развитых странах тоже широко практикуют прямые мобильные расчеты между людьми. Но там получатели денег добровольно платят с них налоги. У нас же получается, что мобильные переводы становятся средством сокрытия выручки, рассуждает замглавного редактора портала banki.ru Семен Новопрудский.

НОВОПРУДСКИЙ: Всякая технология может быть обращена и во благо, и во зло. Кстати, очень показательно, что в Швеции, которая является лидером по всем видам безналичных расчетов, сейчас набирает силу движение в пользу того, чтобы не отказываться полностью от наличных. И движение это возглавляет не кто иной, как сам глава Банка Швеции.

От обычного платежа по карте мобильный перевод отличается тем, что он идет в обход платежной системы. Это дешевле для продавца, чем операция внутри банка. Но не всегда об этом предупреждают клиента заранее. Например, мелкие онлайн-магазины часто пишут, что якобы принимают карты, на самом же деле – только переводы на "левый" счет. В службах доставки пиццы по этой схеме даже предоплату берут. А в последнее время подобные уловки используют буквально повсюду: в мастерских, автомойках, салонах красоты, теперь – еще и ресторанах. Соглашаясь на "африканский" способ оплаты, клиент не получает баллы, бонусы и мили (если они подключены к карте), но главное – не имеет права запросить у банка свои деньги обратно, если что-то пойдет не так. Перевод просто уйдет в неизвестность. Ведь с точки зрения закона это не коммерческая операция, добавляет Семен Новопрудский.

НОВОПРУДСКИЙ: Такой перевод может не дойти, потому что возможны ошибки. Но человек, когда платит, должен концентрироваться, независимо от того, наличные это или мобильный перевод.

В остальном никаких проблем для клиента нет. Если неизвестное лицо из ресторана, на чей счет пойдут деньги, клиент того же самого банка, то все можно сделать за пару минут.

Однако пользователи в Интернете разделилась на 2 лагеря. Самое популярное мнение – за вкусную еду люди готовы платить так, как удобно ресторану, особенно если заведение – проверенное. А налоги никто не платит, если есть возможность этого не делать. Другие же пишут, что не собираются поддерживать теневой бизнес принципиально, даже если у них лично из-за этого возникнут какие-то неудобства. Закон в любом случае – на стороне клиента. Если он хочет платить картой, то у него обязаны ее принять по терминалу. Отговорки – что аппарат якобы сломан, ничего принципиально не меняют. Отсылать вас к банкомату официант, менеджер или продавец не имеют права, говорит председатель совета "Финпотребсоюза" Игорь Костиков.

КОСТИКОВ: Вызывайте техника, чините терминал, вызывайте хозяина, пусть он вам принесет новый терминал. Как правило, у них – не один терминал. А если не работают все, то в принципе можно заплатить со счета карточки на счет юридического лица, то есть через бухгалтерию. Нужно настаивать на своем. Другого пути нет. Так вот сходу решить вопрос вряд ли удастся. Придется разбираться.

Впрочем, люди, которые сталкивались с попытками "развести" их на наличные или денежный перевод, говорят, что проблема часто решается сама собой. Достаточно сказать, что у вас с собой – только кредитная карта (а не расчетная) и вы не можете снять с нее наличные (это дорого из-за комиссий), как терминал "внезапно" включается. Тот же эффект возникает, если сказать официанту, что вы уйдете, не заплатив. Вообще, любая попытка затеять скандал оборачивается тем, что деньги у клиента принимают в любом виде, делится опытом финансовый омбудсмен Павел Медведев.

МЕДВЕДЕВ: Тут же – мошенничество, абсолютно чистое мошенничество. Однако советовать вызывать полицию будет не совсем честно. Нужно обладать очень крепкой нервной системой, чтобы выдержать этот бой. Я думаю, нужно упорно отказываться переводить деньги и отказываться платить – чтобы та, другая сторона вызвала полицию.

К слову, далеко не все одобряют такую борьбу за свои права. Судя по комментариям в Интернете, люди предпочитают дойти до банкомата и заплатить комиссию, если она есть. Заведения к этому привыкли и даже поощряют сговорчивость клиентов. Например, делают скидку на размер комиссии или даже дают подарки. Есть вполне реальное и проверенное предложение – тушь в подарок от салона красоты, если клиент не использует терминал (который там есть, причем всегда – в рабочем состоянии).

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация