От трёх до пяти Ханукальный огонь разгоняет тьму, чтобы последний негодяй ушёл с улицы
Персоны
Почему зажигают свечи на Хануку?
Гость – раввин Довид Карпов.
Ведущие – Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
КАРПОВ: Ханукия в этом смысле – уникальный праздник, потому что, всё-таки, большинство праздников – это, по сути, домашние праздники, то есть в кругу семьи. Ну, или, например, в шабат – субботу – мы зажигаем субботние свечи, при свете которых мы устраиваем субботнюю трапезу, беседуем, ну, в общем, понятно.
Ханукальный светильник – это уникальный атрибут, который стоит на улице. То есть почему на окне? Чтобы он был виден с улицы. И это странно, потому что суть ханукальных свечей – это напоминание о ханукальном чуде. Ну, хорошо, мы себе напоминаем о ханукальном чуде, как мы шутим уже в узком кругу, "спасибо деду за победу" – за победу, которая была более 2000 лет назад во время войны, потому что Ханука – это праздник победы.
САТАНОВСКИЙ: Кто не помнит, греков тогда раздолбали на Ближнем Востоке.
КАРПОВ: Ну, это громко сказано, я потом немножко расскажу про историю праздника. Но, в любом случае, это вроде бы наша история. Кому мы хотим напомнить на улице? На улице – самые разные люди. Но тем не менее это традиция, то есть так постановили мудрецы. И больше того, мы зажигаем хунакальные свечи до того времени, пока есть оживлённая жизнь на улице. То есть, опять-таки, получается, что мы это – не только для внутреннего пользования, это – тот свет, которым мы хотим поделиться с окружающими.
Но есть ещё более интересная вещь. Поскольку ханукальные свечи – они не являются освещением, они являются именно напоминанием, этим светом мы не пользуемся просто как обычным светом, то пока есть условный зритель – вот эти вот люди на улице... Сейчас, слава богу, в Москве жизнь не замирает всю ночь, но когда-то это было довольно актуально, например, в Древней Иудее, потому что в ночное время делать было практически нечего. Электричества не было, фонарей не было, и жизнь замирала. И мудрецы постановили, что зажигают ханукальные свечи, пока есть последние прохожие на улице. А кто эти последние прохожие? Ну, казалось бы, случайные люди. Оказывается, там был специальный народ – вот это интересный момент, с таким своеобразным названием "тормудои". Сейчас его трудно идентифицировать, что это был реально за народ; я думаю, что он… Вообще, это были бандиты, то есть это был народ с очень своеобразной национальной ориентацией.
Почему они последними оставались на улице? Потому что днём они продавали хворост, а хворост был востребован, опять-таки, в ночное время, а потом они оставались на улице, потому что им бояться особо было некого – их все боялись. И вот мудрецы сказали, что можно зажигать свечи, пока нога последнего тормудоя не покинет улицу. То есть формально имеется в виду, что пока вот эти самые отпетые ребята ещё есть на улице, можно зажигать ханукальные свечи.
Но можно это понимать иносказательно, что ханукальные свечи, такие безобидные, весёлые, но на самом деле в них очень сильный огонь – огонь еврейской веры, огонь мужества, огонь преданности Всевышнему, и этот огонь должен разогнать тьму, чтобы нога последнего негодяя ушла с улицы.
Полностью слушайте в аудиоверсии.