Завтра в мире Цифровизация по-китайски

20 ноября 2018, 20:30

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Тема: "Внедрение цифровых технологий в предпринимательстве, технологическое предпринимательство, развитие технологий, их внедрение, определение актуальности и нужности технологий на примере Китая".

Гость в студии – Елена Дугина, бизнес-тренер, эксперт РАНХиГС при президенте РФ.

­Цифровизация по-китайски

Е. Дугина только что вернулась из Китая, где приняла участие сразу в двух очень важных IT-мероприятиях. Это тренинг программы ITTN и конференция "Digital Silk Road" ("Цифровой шёлковый путь"). И она рассказывает, что она там увидела и что это были за мероприятия.

Е. Дугина: Действительно, я провела интересные десять дней в Китае и с удовольствием расскажу о том, что такое цифровизация по-китайски и какие у неё есть отличия от того, как это происходит в России.

Прежде всего, оба эти мероприятия проводились в рамках БРИКС (BRICS). Вообще, это китайская инициатива, которая распространяется на страны БРИКС – Бразилию, Россию и Южную Африку.

Первое мероприятие – это тренинговая программа ITTN (International Technology Transfer Network Training), которая в Китае проводится для предпринимателей, которые хотят заняться технологическим предпринимательством на территории стран БРИКС. Им в рамках этого тренинга оказывается колоссальная поддержка в смысле того, что делать с изобретением, как проверить, нужно ли оно в Китае, нужно ли оно в других странах БРИКС, как его правильно зарегистрировать, чтобы его никто не украл и как развивать это самое технологическое предпринимательство. Российская делегация принимала участие в этом тренинге. Мы рассказывали про стратегию предпринимательства в России. У меня также была возможность рассказать, как это происходит в Англии и в других странах.

Второе мероприятие – это очень представительная конференция "Digital Silk Road" ("Цифровой шёлковый путь") с участием премьер-министров ряда стран, в ходе которой её участники делились стратегией развития цифрового предпринимательства в своих странах.

Если говорить о тренинговой программе, то там, как я понимаю, собрались люди, которые и создают цифровой Китай. Кто они? Какой их общий портрет? Кого больше: мужчин или женщин? Какой у них возраст? Из каких регионов Китая?

Е. Дугина: Что поражает в первую очередь, так это молодость участников тренинга. Конечно, преимущественно это мужчины. В среднем участникам от 28 до 38 лет. Это активные молодые люди. Многие из них уже поработали в корпорациях и побывали на госслужбе. И сейчас они занимаются развитием стартапов.

Насколько их много?

Е. Дугина: Их очень много. Это глобальный тренинг. В нём принимают участие тысячи людей. Интерес Китая к цифровизации колоссален. Причём интерес этот именно прикладной. Не научный, как это принято у нас говорить, во имя далёкого и отдалённого будущего, а в смысле того, что можно сделать прямо сейчас и какое конкретное будущее это нам даёт. Откуда, как мне кажется, берутся эти самые мужчины? Здесь нужно понимать, что инфраструктура предпринимательства в Китае очень строго развивается вокруг университетов. Сейчас в Китае то время, когда университеты поощряются и в хорошем смысле слова провоцируются на то, чтобы развивать вокруг себя структуру инкубаторов и акселераторов для того, чтобы растить то, что разрабатывают их студенты.

Но интересно ещё и другое. Профессура, которой раньше, а мы знаем, как Китай жёстко боролся с коррупцией, запрещалось консультировать, ибо был конфликт интересов, теперь по пятницам раз в неделю практически обязана, и её всячески стимулируют к этому, осуществлять консультирование тех стартапов, которые развиваются на территории их университетов. Кроме того, вузы обязаны инвестировать в стартапы. Также на них лежит ответственность по созданию единой системы, которая бы включала и коучей, и тренеров, и профессуру, то есть, людей, которые могут провести экспертизу стартапа от изобретения до переговоров, внедрения и т.п., чтобы это объединяло и работало на развитие общества.

Бывает такое, когда теория – отдельно и практика – абсолютно отдельно. Они никак не пересекаются и с удивлением смотрят друг на друга.

Е. Дугина: Так оно и есть. Меня очень поразило следующее: в Китае под цифровизацией подразумевают следующие три вещи. Первая – это объединение оффлайна и онлайна. И без развития электрификации, а это одна из глобальных задач цифровизации, то есть, как с помощью цифровых технологий развивать что-то, чего не хватает сейчас в Китае, ни о какой цифровизации, и они открыто говорят об этом, и речи не может быть, если нет ширины канала. То есть, первая задача – объединение онлайна и оффлайна, и развитие чего-то на земле с помощью цифры.

Вторая очень важная вещь – китайцы всегда сравнивают эффективность. Что выгоднее: сделать цифровым (диджитал) или обычным методом? И только после этого принимается решение.

То есть, бывают случаи, когда обычный метод ещё выигрывает?

Е. Дугина: Несомненно. И довольно часто. Более того, такие примеры приводили представители Alibaba и других известных цифровых компаний.

И третья вещь – это лучшее будущее для нации. Здесь я немного воспрянула духом, подумав, что и у них есть много абстракции. Но, как оказалось, лучшее будущее для нации в понимании китайцев – это лучшие рабочие места. И здесь стоит обратить внимание на разницу, когда мы устремляемся в светлое будущее в надежде, что цифра нам там понадобится, и когда у нас есть светлое будущее в понятном смысле и понятна история того, как цифра может помочь нам прямо сейчас. Это очень бьётся с пониманием, что стратегия – это не то, что мы думаем делать лет через сто, а то, что мы делаем уже сейчас.

И тут мы переходим к стратегиям, которые были озвучены. Вы сказали, что в мероприятии "Цифровой шёлковый путь" ("Digital Silk Road") принимали участие главы правительств нескольких государств и что всё это проходило в формате БРИКС. А была ли возможность озвучить там стратегические пути, по которым пойдут страны?

Е. Дугина: На мероприятии были люди из правительств, которые отвечают за цифровизацию и которые представляли страны БРИКС. Несомненно, главным стратегическим путём для всех стала тема объединения, как сделать так, чтобы с точки зрения эффективности те технологии, которые разрабатывают разные страны, могли помочь и другим государствам, как сделать так, чтобы одна и та же технология не была где-то украдена, а была где-то задействована с большей эффективностью. Если раньше глобальная конкуренция предполагала, что какая-то страна выиграет у другой, то эта конференция однозначно прошла под девизом объединения. В её ходе были подписаны многочисленные меморандумы и соглашения. Причём не только между такими большими державами, как Китай и Бразилия, а, например, между Китаем и Сербией.

Вторая важная вещь, которая обсуждалась активно, – это цифровое правительство и возможно ли какие-то цифровые технологии внедрить прямо сейчас, чтобы это могло объединить различные государственные службы в разных странах. И здесь, как мне кажется, тоже происходит большой рывок в виде обмена данными и их использования для налаживания прямых контактов между людьми, которые занимают единые позиции.

Как я понимаю, речь идёт об объединённом цифровом правительстве нескольких стран, которые на своих уровнях общаются между собой в каком-то едином формате?

Е. Дугина: Думаю, что можно так это метафорически назвать. Кстати, это очень хороший образ, Когда мы говорим о развитии города, то город – это сейчас цифровой предприниматель, как и регион тоже цифровой предприниматель, который думает, куда вложиться и какое у него будущее. Конечно, пространство стран БРИКС – это тоже большое цифровое предпринимательство и большой цифровой предприниматель, которому должно быть взаимовыгодно что-то делать вместе.

Среди стран БРИКС есть страны, в которых IT традиционно довольно сильные. Это Россия, Индия, Китай в определённой степени. Кто сейчас среди стран БРИКС лидирует объективно в данной области?

Е. Дугина: Очень много было представителей высокого уровня из Индии, и они тоже делились интересными инициативами. Что такое вообще "technology transfer"? Это количество офисов, которые бесплатно или условно бесплатно поддерживают предпринимателя. В так называемый technology transfer office может прийти цифровой предприниматель с открытием, ему там помогут сделать на него патент, ему помогут там сделать из него образцы, а из образцов – тестовое производство и т.д. То есть, его там будут всячески поддерживать и объяснять, как это будет выглядеть с юридической точки зрения, и т.д. И вот в Индии наиболее интересно развиты именно эти технологические трансферные офисы. Это та инициатива, которую в Индии можно и нужно изучать.

Каков индийский опыт цифровизации, который был представлен на этой конференции?

Е. Дугина: В Индии огромное внимание уделяется не только развитию науки (как известно, телеком – это практически полностью индийская начинка), но и проблеме того, что делать с предпринимателем, как его образовывать. Вообще теме, как образовывать предпринимателя, что ему нужно, в Индии уделяется колоссальное внимание. Совершенно очевидно, что он не собирается управлять крупной корпорацией и многие инструменты ему не нужны. С другой стороны, предприниматель – это не учёный, и начать его образовывать как человека, который собирает чьи-то открытия, тоже достаточно шаткая тема.

На конференции мы представили наш опыт по командному обучению госслужащих, предпринимателей и общественности. И вот это, наверное, такая штука, которая будет в ближайшее время активно развиваться. Потому что предпринимателю в первую очередь нужна среда, нужна инфраструктура и нужно единое понимание с достаточно большой группой стейкхо́лдеров или заинтересованных сторон. И в Индии на эту тему проводятся масштабные исследования по данном вопрому. Довольно много интересных программ стартует там на эту тему. Например, известнейшая бизнес-школа в Индии WE School, которая работает по эгидой Уэлингкар юнивёрсити. Там деканом работает единственный индус, который был деканом в Гарварде и который организует полный цикл поддержки предпринимательских инициатив от разработки до тестового запуска. Довольно много есть интересных инициатив и по организации городской среды, и по маленьким улучшениям ежедневной жизни.

А что такое "маленькие улучшения ежедневной жизни"?

Е. Дугина: Если вы хотите куда-то позвонить и решили сделать это по дороге, то, вероятнее всего, вам захочется тут же организовать скайп-конференцию и т.п. В Индии в некоторых городах стоят такие паркоматы, которые позволяют сразу же проводить подобную скайп-конференцию.

То есть, ты заходишь в некое пространство, а оказываешься, по сути, в офисе?

Е. Дугина: Да. И это маленькое государство – Уэлингкар университет (Welingkar university). А маленькие улучшения ежедневной жизни – это как удобнее заказывать в ресторане, как удобнее платить в ресторане, как можно улучшить комфорт в этой истории, как её связать с digital, как улучшить детскую комнату с помощью цифровых технологий, есть ли что-то, что ребёнок может выбрать ещё дома, во что он будет играть, может ли он стать каким-то героем ещё дома, а потом продолжить эту игру на детской площадке. Вот таких исследований довольно много. И мне кажется, что это значимо, потому что они позволяют любому человеку почувствовать себя частью дигитализации.

Часто, когда мы обсуждаем это, мы планируем что-то типа инициатив Илона Маска или глобальных вещей, которые требую т глобальных инвестиций. И, часто общаясь с предпринимателями, я знаю, что их это сильно разочаровывает, потому что они думают, а что есть из этого у меня?

Да-да-да. Вот не могу я построить что-то огромное, а как же я впишусь в этот новый меняющийся мир?

Е. Дугина: И вот задача – как перераспределить имеющиеся ресурсы, как их активизировать для того, чтобы найти место своему проекту, своему городу, своему региону в этому самому "Цифровому шёлковому пути".

Вы сказали о том, что в Китае представлялся и российский опыт. Россия – это важная часть БРИКС. О чём говорили в связи с Россией? Что показывали наши коллеги?

Е. Дугина: О России говорили довольно много. Было приглашено какое-то количество профессоров и экспертов из разных вузов, и было приглашено достаточное количество предпринимателей, которые у нас уже занимаются самыми разнообразными проектами, в том числе в сфере образования. И вообще была организована такая интересная тема, что предприниматели, у которых проводились отдельные раунды, когда они обменивались своими идеями и искали себе партнёров, всячески к этому промоутировались.

Мы представляли, как в России устроено образование предпринимателей, и делились своими наработками по образовательным программам. Предприниматели представляли свои проекты, и, соответственно, часть университетов представляли свои глобальные проекты, которые бы могли быть интересны разным странам.

Можете какие-то конкретные примеры привести?

Е. Дугина: У нас есть небольшая питерская компания, которая сейчас активно выходит на рынок. Называется она "Speaking Guru". И они сделали для тех людей, кто боится выступать, такой софт , который позволяет тебе зайти и попробовать своё выступление на тех людях, которые тоже есть в системе. Ты как бы выступаешь перед залом, одеваешь очки и видишь себя в зале. Для этого применяются технологии виртуальной реальности. Параллельно люди этому человеку там пишут, оставляют комментарии, чем снимается страх перед выступлением. Соответственно, ты можешь протестировать свою идею, выбрав аудиторию предпринимателя, может протестировать свою идею, выбрав аудиторию инвестора, и т.д.

Интересные проекты представлялись и в области сжигания мусора. Была компания, которая предоставляет непосредственно такие услуги для медицинских учреждений. Как известно, у нас часто все их отходы попросту выбрасываются. Или мы не знаем, что с ними делается. Так вот, есть технологии, как их обеззаразить, как их максимально превратить в брикет, который уже потом будет утилизирован. Тоже российская разработка, российский стартап с большим количеством медицинских подрядчиков. Она работает в Санкт-Петербурге и хочет уже выходить на глобальный уровень. Согласитесь, это очень разные проекты. На самом деле меня поразило то, что всё это делается у нас, и мне кажется, что мы должны обязательно это дело поддерживать.

Как нас оценивали?

Е. Дугина: Нас оценивали очень высоко. Кстати, наши тренинги были одними из самых популярных. Но, как мне кажется, в первую очередь из-за огромного интереса к российской профессуре. И вторая важная вещь – из-за того, что китайцы прекрасно преподают, но у них не очень хорошо обстоят дела с интерактивом. То есть, они умеют объяснять, студенты умеют записывать, поэтому огромный интерес к западным технологиям, в том числе к российским технологиям, как сделать из лекции и задания тренинг. То есть, как прямо там организовать большое участие с прохождением через себя этой идеи. Поэтому мы получили очень позитивные отклики, получили дальнейшее приглашение в ITTN и надеемся всю эту историю развивать.

Коль мы уже заговорили про тренинги, чему нужно сейчас учить предпринимателей, которые занимаются технологическим предпринимательством? Это не только физика, математика и информатика, а что?

Е. Дугина: Чтобы быть предпринимателем, совершенно не обязательно быть физиком или информатиком, или ещё кем-то технологическим. Но человеку нужно, конечно, в этом разбираться и это понимать. Иметь чутьё, которое тоже нужно развивать, и иметь понимание, как эта вся штука работает. Что важно? Предпринимателя, конечно, нужно учить изучать рынок и пониманию того, что рынок хочет. Если раньше мы это делали в первую очередь для того, чтобы не был изобретён велосипед, то теперь мы это делаем для того, чтобы понять, какая потребность есть на какой территории, какую потребность так называемая косвенная конкуренция, этот проект может закрыть.

Во вторую очередь, конечно, нужно понимать, кому это нужно. И вот на эту тему как раз я вела тренинг. Это очень сложная история и у нас, и во всех странах, потому что предприниматель любит свой продукт, и он хочет, чтобы он стал популярен. Но в соответствии с классикой мы должны полюбить своего клиента и понять, что из этого нужно ему. Это очень тяжёлый шаг, в нём есть своя методология, которая требует большой поддержки.

Вы упомянули, что речь шла не только о предпринимателях, но и о госслужащих, потому что действительно государство становится прямо-таки цифровой платформой. Что показали госслужащие и госслужащим?

Е. Дугина: Госслужащим показали разнообразные решения их проблем и процессов с помощью "виджитал" (vigital), которые ведут, соответственно, к объединению разнообразных платформ. Здесь можно выделить две важные вещи. Первая – что, по крайней мере, мы в России очень часто мечтаем и фантазируем о том, как создать единую платформу для чего-то. Нам слово "единая" очень нравится. Китай вообще не увлечён словом "единая", потому что, когда мы заканчиваем что-то единое, это уже устарело. Поэтому они увлечены идеей объединения разнообразных платформ и быстрой их адаптацией под мгновенно меняющиеся условия.

Вторая интересная вещь, которую я услышала и мне хотелось бы её доизучить, если госслужащие и предприниматели находились как бы с разных сторон баррикад, то теперь многим госслужащим предлагается вообще взять длинный отпуск и принять участие в каком-то проекте. Или стать стартапером, или инвестором.

Для того чтобы понять жизнь?

Е. Дугина: Во-первых, для того чтобы понять жизнь. Во-вторых, мне кажется, что это прекрасный способ борьбы с коррупцией, когда сейчас быть госслужащим и быть бедным совершенно не модно. Модно быть госслужащим и быть в теме. И быть соотнесённым с цифровым предпринимателем и предпринимательством.

И третья вещь, которую хочется отметить, хотя она относится не только к госслужащим, когда мы говорим о цифровизации, мы часто говорим о квантовых технологиях, о чём-то опять же сложном. И во всех моделях, во всех проектах, во всех выставках, а у нас их было огромное количество, в которых мы приняли участие, например, на выставке достижений Alibaba рядом с квантовыми достижениями стоят обязательно мини-серверы. Рядом же обязательно автопилоты, которые сканируют лица и доставляют покупки совершенно без участия человека, а также огромное количество инициатив, которые приземляют всякие высокие начинания. И внедрение цифровых технологий на госслужбе – это быстрое заземление любой технологии. Вот у нас есть artificial intelligence (искусственный интеллект). Теперь мы можем посмотреть, как это прямо сейчас может помочь гражданам, как это прямо сейчас может помочь предпринимателям, и, конечно, вся эта история проходит через государство.

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация